повинности крестьян, отбываемые в пользу феодалов. В разные периоды и в разных местностях феодальные повинности имели свою специфику, размер и характер, разделяя феодально зависимых крестьян на многочисленные категории. Все феодальные повинности классифицировались в трёх главных формах феодальной ренты – отработочной, натуральной и денежной, которые часто сосуществовали, но на том или ином этапе преобладала одна из них.
Во времена Киевской Руси крестьяне-общинники (смерды) уплачивали дань натурой, иногда деньгами, а также отбывали подводную, воинскую и другие повинности. Долгое время дань, что ее собирали путем полюдья, не имела точно установленных размеров. Они были определены после Древлянского восстания 945 г. Рост частной феодальной земельной собственности князей и бояр обусловил превращение дани в феодальную ренту, причём первоначально преобладала отработочная рента. С первой половины XI ст. на первое место выдвинулась рента продуктами, а в XIV-XV вв. выросла денежная рента. Однако устройство феодалами за счет захваченных крестьянских земель собственных хозяйств – поместий, производивших на продажу хлеб и другие сельскохозяйственные продукты, обусловило то, что в XVI в. барщина стала одной из главных видов феодальных повинностей. Согласно «Уставе на волоки» 1557 года для тяглых крестьян была установлена регулярная барщина по 2 дня в неделю с волоки. Крестьяне-городники отбывали барщину по одному дню в неделю, а их жёны – 6 дней во время уборки или прополки. В южной части Украины, страдавшей от нападений крымских татар, основными феодальными повинностями крестьян оставались натуральная и денежная дань.
Помимо барщины, крестьяне выполняли и другие виды повинностей. Среди них:
Народность – это устойчивая общность людей с общим языком, материально-бытовой и духовной культурой, этническим самосознанием, выраженным в самоназвании (этноним).
Корни этногенетических процессов необходимо искать в эпохе бронзы, когда Казахстан населяли индоиранские племена. На смену им пришли племенные объединения саков, усуней, канглы, гуннов, переходивших на тюркские языки. Непосредственной этнической базой образования казахской народности стали раннесредневековые тюркские государства VI-XII веков – Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, государства Караханидов и огузов, Кимакское и Кипчакское ханства. В их рамках складывлся общий хозяйственный тип, культурная, языковая, бытовая близость. По сути дела, шел процесс интеграции многочисленных тюркских племен в единую общность. Однако эти процессы были прерваны монгольским завоеванием. На некоторое время были нарушены культурные, экономические связи, произошло смешение местных племен с пришлыми монголами. Это привело к изменениям в антропологическом типе тюрков, хотя к значительным изменениям метисация не привела, наоборот, немногочисленные монголы были ассимилированы тюрками, приняли тюркские языки и обычаи.
На базе укрепления феодальных отношений в послемонгольское время восстановились тенденции объединения родов и племен тюркского происхождения в народности. В этногенезе казахов значительную роль сыграли кипчаки, найманы, конраты, аргыны, кереи, дулаты, барласы и другие племена. Причем основная их часть была автохтонного происхождения.
Процесс образования казахской народности завершился в XV-XVI веках.
Слово казак служило также для обозначения группы кочевников, отделившихся от своего правителя. Таким коллетивом были кочевники государство Абулхаира, ушедшие с Жанибеком и Кереем искать счастья в новых землях.