До революции Тамбовская губерния делилась на 12 уездов. Кроме губернского города Тамбова с уездом, было ещё 11 уездных городов. Уезды, в свою очередь, делились на 361 волость с 3462 селами и деревнями. Было ещё множество отдельных хуторов, различных сельских хозяйств и поместий. Губерния, огромная по своей площади, имела население около 4 миллионов человек. В городах проживало всего 268 тысяч человек. Подавляющее большинство жителей жило в сельской местности, где занималось сельским хозяйством. Тамбовская губерния была расположена на лучших в мире чернозёмах — плодородный чернозёмный пласт в некоторых местах достигает глубины 4 метров. Тамбовская губерния занимала по своему развитию пятое место вРоссийской империи (среди 80 других губерний и административных образований) и считалась, таким образом, одной из самых богатых губерний страны. С началом Первой мировой войны её экономическое положение нисколько не ухудшилось. Хотя в Европе тамбовчане потеряли отдельные рынки сбыта сельскохозяйственной продукции, но эти потери компенсировались поставками на нужды действующей армии. Таким образом, губерния не утратила объёмов производства продовольствия и оставалась одной из лучших житниц Российской империи[2].
По состоянию на 1920 год население губернии составляло 3650 тысяч человек (всего насчитывалось 268 тыс. городских и 3382 тыс. сельских жителей), по показателю плотности населения (62 человек на кв. версту) она являлась одной из самых густонаселенных (занимала 12-е место) в Советской России[3]. При этом количество коммунистов было небольшим: в августе 1920 года в 685 местных парторганизациях насчитывалось 13 490 коммунистов и кандидатов в члены партии (из них в сельских районах — только 4492 человека)[4]
При большевиках крестьян на Тамбовщине, как и по всей России, лишили всяких политических и экономических прав, запретили торговать хлебом и стали забирать его силой[5]. Относительная близость Тамбовской губернии к центру и её удалённость от фронтов предопределили широкий размах деятельности продотрядов, что вызывало у местного крестьянского населения сильное недовольство. Население Тамбовщины ответило коммунистам активным вооружённым сопротивлением[2]. В 1918 году в восстаниях и партизанском движении против большевиков, продотрядов и комбедов приняло участие до 40 тыс. человек. Положение властей осложнялось частыми переходами красноармейцев (зачастую с оружием в руках) на сторону партизан.
После взятия Тамбова 18 августа 1919 года генерал-лейтенант Мамонтов передал тамбовским партизанам огромное количество захваченного в городе оружия. Это во многом длительности и размаху партизанского и повстанческого движения на Тамбовщине.
В июне 1920 года на совещании командиров партизанских групп и отрядов местной самообороны было решено для лучшей координации действий объединить все силы в две армии (1-ю и 2-ю повстанческие).
В 1920 году Тамбовщину поразила засуха, и хлеба было собрано всего 12 млн пудов. Между тем продразвёрстка не была уменьшена, составив 11,5 млн пудов.
19 августа 1920 года сразу в нескольких сёлах (Каменка Тамбовского уезда, Туголуково Борисоглебского уезда) крестьяне отказались сдавать хлеб и при поддержке партизан уничтожили продотряды, местных коммунистов ичекистов. В тот же день в селе Афанасьевке Тамбовского уезда произошло объединение нескольких мелких повстанческих групп, и восстание стало быстро распространяться. Вскоре восстание распространилось на территории Тамбовского, Кирсановского, Борисоглебского, Моршанского и Козловского уездов Тамбовской губернии, а также соседние с ней уезды Саратовской и Воронежской губерний. Повстанцы ликвидировали органы советской власти, уничтожали её представителей и воинские гарнизоны и брали власть в свои руки.
21 августа 1920 года на заседании Тамбовского губкома РКП(б) был создан чрезвычайный оперативный штаб, в губернии было введено осадное положение, однако контроль над развитием событий был уже утрачен. Хотя войска Тамбовской губернии сумели нанести мятежникам ощутимые потери[6], восстание приобрело массовый и затяжной характер.
30 августа губком охарактеризовал положение как «чрезвычайно серьёзное», была проведена мобилизация коммунистов: 500 человек перевели на казарменное положение.
31 августа председатель Тамбовского губисполкома А. Г. Шлихтер выступил во главе карательного отряда против мятежников, но потерпел поражение и бежал в Тамбов[источник не указан 2002 дня].
В октябре 1920 года Ленин поручил Ф. Э. Дзержинскому, Э. М. Склянскому и В. С. Корневу «ускорить разгром антоновщины».
К 15 октября 1920 за счёт проведённой мобилизации местных резервов, приданных частей ВОХР и ЧОН численность войск удалось увеличить до 4447 человек при 22 пулемётах и 5 орудиях.
Период промышленного роста и развития уже начался во времена Людовика XIV. Во время правления короля Людовика XIV министр финансов Жан Батист Кольбер инициировал политику, которая стала известна как Кольбертизм. Он следовал идеям меркантилизма и вызывал рост местного производственного сектора. Франция начала изготавливать свой собственный шелк, фарфор и красиво оформленную мебель.
Однако, в 1789 году во Франции происходит французскуя революция. Но, революция привела к смешанным последствиям во французской индустриализации. В 1789 году Гражданский кодекс отменил старые системы гильдии и внутренние таможенные пошлины. Это стимулировало внутреннюю торговлю и позволяло многим продуктам перемещаться из одного региона в другой без уплаты тарифов. Но революция вызвала и некоторые негативные последствия. Недовольные массы атаковали буржуазию, в основном бизнесменов и торговцев, вместе с землевладельцами и аристократами. Любой богатый человек стал мишенью в бурные времена, известные как Царство террора. Многие предприниматели искали убежища за границей.
Помимо упомянутых выше вещей, Французская революция показала миру генерала - Наполеона Бонапарта. Война Наполеона дала экономике стимул к восстановлению и даже росту. Внутренняя торговля стала еще проще и эффективнее, когда Наполеон начал масштабные инфраструктурные проекты. Наполеоновские войны также привели к увеличению спроса на текстиль для униформы и железа для оружия. В текстильной промышленности Иосиф Жаккард разработал ткацкий станок в 1805 году и улучшил его до начала 1810 года.
Помимо униформы и оружия, армию нужно было кормить, и Наполеону нужно было научное решение, чтобы накормить своих солдат за границей, без того чтобы их еда испортилась. В 1804 году Николля Апперт предложил решение. Он начал класть пищу в бутылки и помещать ее в кипящую воду. Этот процесс позволил бутылке сохранить пищу внутри, которую солдаты могли кушать во время своих кампаний за границей. Апперт построил перерабатывающий завод в Масси с именем La Maison d'Appert. Он включал в работу фермы, которые готовили пищу для дальнейшего помещения в бутылки. В 1810 году Апперт начал использовать консервные банки вместо бутылок, делая их менее хрупкими. Апперт снабжал французскую армию пайками до конца наполеоновской войны.
После долгих напряженных наполеоновских войн Франция снова встала на путь индустриализации. Новые разработки в области сельскохозяйственных методов и специализации привели к увеличению потребительских расходов в сельскохозяйственных центрах по всем странам. Это увеличение спроса привело к росту производства и развитию отраслей. Кроме того, бизнесмены, возвращающиеся из-за рубежа, начали внедрять новые технологии. Многие из тех французских бизнесменов, которые искали убежища в Великобритании, вернулись во Францию и применили британские технологии в своем бизнесе.
Например, паровая машина из Великобритании прибыла во Францию и распространилась примерно до 6800 двигателей к середине 19-го века, что является самым большим числом в Европе. Распространение паровой машины привело к росту производства текстиля и угля.
В 1830 году Бартелеми Тимонье изобрел швейную машину, которая делала цепные стежки. Это сделало производство ткани более быстрым. Его изобретательность привлекла внимание французской армии, которая заключила контракт с Тимоньером на строительство фабрики для военной формы с 80 его машинами. Но, разгневанная толпа разрушила его фабрику, и ему пришлось скрываться, пока он не скончался без гроша. С окончанием войны текстильный центр продолжал процветать.
В провинции Эльзас и Лотарингия была организована большая часть промышленного развития Франции. Регион оказался в изобилии железной руды и угля. Регион Лотарингии стал домом для многих промышленных семей Франции. Семья де Вендель была одной из них. Семья де Вендель «выросла» из металлургического бизнеса в 1704 году до современной промышленной компании. Франсуа де Вендель вернулся в Лотарингию после того, как искал убежища в Британии во время Французской революции. Но когда революция утихла, он привел в Лотарингию технологию, которую он видел в Британии. Он вводит в дело паровой двигатель для добычи угля и использует обжиговые печи для плавки железа. К 1860 году семья де Вендель наняла более 10 000 рабочих и ввошла в другие тяжелые отрасли промышленности, такие как строительство железных дорог и судостроение.
Регион Эльзаса и горный регион Юго-Восточной Франции также приняли роль в тяжелой индустриализации Франции. В Сен-Шамоне произошли изменения в производстве железа. В 1820 году в городе начали использоваться британская технология рафинирования чугуна. С 1830-х по 60-е годы производство железа резко увеличилось, когда они начали использовать парную энергию. Город Ле-Крёзо стал индустриальным благодаря тяжелой промышленности. В 1782 году первая доменная печь во Франции была создана в Ле-Крёзо.
К концу XIX века Франция, хотя и имела значительную промышленную мощь, оставалась сельскохозяйственной экономикой.