внешняя политика ивана грозного
в с. -второй пол. xvi в. перед россией стояли два внешнеполитические : борьба с татарскими ханствами - наследниками золотой орды и борьба за восточно- земли, за выход к морю. первое направление внешней политики было успешным, а второе - нет.
борьба с остатками золотой орды была необходимой . главным соперником россии здесь выступало казанское ханство. в 1552 состоялся поход на казань, в результате которого казанское ханство вошло в состав россии. после этого были присоединены астраханское ханство (астрахань пала 14 дк 1556), после упорной борьбы вошла башкирия (1557, кроме той её части, которая входила в состав сибирского ханства) , добровольно вошли чувашия, удмуртия, адыгея, кабарда. ногайская орда (северный прикаспий и приуралье) в 1556 (1557) признала вассальную зависимость от россии.
в 1580-е была присоединена западная сибирь.
воевать против крыма было опасно, так как крымский хан был вассалом турецкого султана. москва ограничилась укреплением своих южных границ. в xvi в. для охраны южных границ страны наряду со строительством засечной черты создаётся сторожевая и станичная служба.
война на западном направлении обернулось длительной и неудачной ливонской войной. стране пришлось столкнуться в польшей и швецией. россии пришлось отдать даже свои исконно земли
ответ:
во всех монастырях жизнь протекает по определенному распорядку. общим
правилом является ранний подъем - в 5-6 часов утра, за которым следует
утреннее молитвенное правило в храме, нередко с присоединением литургии.
объяснение:
трапеза бывает три, в некоторых монастырях два раза в день.
вечернее богослужение в храме начинается в 17-18 часов. отход ко сну
бывает обычно в 23 часа. остальное время занято послушаниями,
кратковременным отдыхом, келейной молитвой, личными делами. таковы общие
правила распорядка современной монастырской жизни, но в каждом монастыре
бывают свои особенности, например, неусыпаемое чтение псалтири, ночные
службы в храме, разное соотношение между временем богослужений и
временем трудовых послушаний, разная мера в соблюдении постов.
Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом. При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой» . «Устав Ярослава» , или древнейшая «Русская правда» , был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе русском» , который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Фактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. Конечно, документ был несовершенен. В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство.
Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г. при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати» . Это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля» .
Ярослав понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками напоить мудростью» . С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками.
Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и сребреники.