Правление Петра I (1689—1725) было не просто царствованием, но переломной эпохой в жизни страны. В исторической науке и исторической литературе прочно укоренились термины «эпоха Петра», «эпоха петровских преобразований». В результате петровских реформ новое появлялось повсюду — в экономике и науке, в культурной жизни и в быту, в структуре государственного аппарата иуправления, создании новой армии и флота, во внешней политике. Россия в ходе петровских реформ превратилась в одну из сильнейших европейских держав.
Качественному скачку, совершенному в первой четверти XVIII века, Россия обязана была трудовым и ратным подвигам простых людей, но в центре всей реформаторской деятельности находился Петр — личность необыкновенная, с его огромным умом, разносторонними дарованиями и железной волей.
Время показало удивительную жизне многих институтов, созданных Петром. Сенат просуществовал в России более двухсот лет; подушная подать, введенная в 1724 году, была отменена лишь 163 года спустя. Последний рекрутский набор состоялся в 1874 году, спустя 170 лет после первого. Синодальное управление православной церкви оставалось неизменным почти двести лет. Поэтому понятно то восхищение, которое вызывал и вызывает великий реформатор России.
Рассматривая петровские преобразования, необходимо отметить, что спор об их закономерности, прогрессивности и даже целесообразности идет в исторической науке почти со времен самих реформ. При этом высказывались две противоположные точки зрения. Славянофилы укоряли российского императора в том, что он грубо вторгся в жизнь русского народа и «европеизацией» нарушил самобытный строй России. Эти взгляды были подвергнуты критике русским историком С.М. Соловьёвым. Он доказывал историческую обусловленность и необходимость реформ, которые, по его мнению, ощущались всем народом.
Эта мысль С.М. Соловьёва была поддержана В.О. Ключевским, который в курсе своих лекции отмечал, что «реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур».
Украинское казачество или черкасы появились в 15 веке на окраинах Речи Посполитой.
Первой их территорией расселения была южная Киевщина и восток Подолья. Затем казаки расселились на Днепр и в Запорожье и их так и начали называть – днепровскими и запорожскими казаками.
Украинское казачество было очень крупным и также включало севрюков, сечевых, реестровых, охочекомонных, надворных и слободских казаков. А в 1663 году появились малороссийские казаки, которые отказались от присяги королю Речи Посполитой и перешли на службу в Россию.
Наибольший расцвет казачества пришелся на 18 и 19 века.
В 1709 Запорожская Сечь была ликвидирована войсками Петра Первого в рамках Северной войны (просто казаки выступали на стороне Швеции). После казаки хотели основать Каменскую Сечь под протекторатом Османской империи, но ничего не вышло из-за тандема гетмана Скоропадского и российские войска. А потом под протекторатом Крымского ханства недолго просуществовала Алешковская Сечь с 1711 по 1734 годы. В 1733 году крымский хан дал казакам грамоту на присягу Анне Иоановне, что ознаменовало создание Новой Сечи.
Казачество жило в хуторах, имело свое хозяйство, занималось охотой, а также участвовало в военных действиях в качестве наемной силы. В России казачество регулярно пополнялось из числа беглых крестьян.