Уникальный комплекс Астраханского кремля, представляющий собой ансамбль не только из памятников оборонной архитектуры, но и гражданского строительства, расположен на острове. Его берега омывают воды реки Волга, более мелких рек Кутумы и Царева, а также соединяющего их ерика Казачий.
Одна из главных исторических и архитектурных достопримечательностей Астрахани, — это местный кремль, уникальный образец военно-инженерного искусства второй половины 16 в., памятник федерального значения. Он располагается на острове, берега которого омываются водами Волги, Царёва, Кутума и Казачьего ерика.
Первый деревянные постройки Астраханского кремля появились в 1558 г. Уже через четыре года на холме стояла боевая башня и проездные ворота, но еще не было высокой колокольни и каменных стен. Строительство каменного кремля было начато в царствование Иоанна IV Грозного, а закончено уже при его сыне Федоре Иоанновиче и непосредственном участии Бориса Годунова. Именно в разгар Смуты из-за постоянных военных конфликтов и междоусобиц появилась необходимость в постройке каменной крепости для обороны. Башня стала обрастать постройками — самые первые стены кремля возводились из кирпича бывшей столицы Золотой Орды.
Старая Пречистенская колокольня была известна как местный аналог Пизанской башни: в конце 19 в. стало заметно, что она стоит наклонно, и она стала особой достопримечательностью. Увидеть это уже не получится: ее разобрали в начале 20 в. Постройки на территории Астраханского кремля Троицкий собор. Кирилловская часовня Первым в городе был возведен Троицкий мужской монастырь, главным храм которого посвящен живоначальной Троице. Каменный храм на месте деревянного построили в начале 17 в. Он состоит из трех церквей на одной подклети: Сретенская, Введенская и Троицкая. Рядом с Троицким собором располагается Кирилловская часовня, в которой был погребен первый игумен Троицкого монастыря — Кирилл.
Успенский кафедральный собор Главный кафедральный собор кремля — прекрасный образец русского церковного зодчества 1710 г. постройки. Издали, когда сам город еще не виден, силуэт собора со сверкающими куполами уже ясно обрисовывается. Сам собор двухэтажный: нижний невысокий ярус — усыпальница астраханских иерархов (в том числе священномученика митрополита Астраханского Иосифа и грузинских царей Вахтанга VI и Теймураза II), верхний храм — светлый и просторный, с двумя ярусами окон.
Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием.
Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки) , которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.
В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.
Раскол, старообрядчество — религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. Желая укрепить Церковь, патриарх Никон в 1653 г. приступил к осуществлению церковно-обрядовой реформы, сущность которой сводилась к унификации богословской системы на всей территории России. Для этого следовало ликвидировать различия в обрядах и устранить разночтения в богословских книгах. Часть церковнослужителей во главе с протопопами Аввакумом и Даниилом предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги. Никон же решил использовать греческие образцы, что, по его мнению, облегчит объединение под эгидой Московской патриархии всех Православных Церквей Европы и Азии и тем самым усилит его влияние на царя. Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович, и Никон приступил к реформе. На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Изменение привычных обрядов и появление новых богословских книг, их насильственное внедрение породили недовольство. Начались открытые выступления защитников «старой веры» , к ним присоединились недовольные усилением власти патриарха и политикой царя. Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666— 1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы. Раскольники призывали к уходу от зла, к сохранению «старой веры» , к души. Они бежали в леса Поволжья и европейского севера, в Сибирь и основывали там свои общины. Несмотря на суровые репрессивные меры властей число старообрядцев в XVII в. постоянно росло, многие из них покинули пределы России. В XVIII в. наметилось ослабление, преследования раскольников правительством и официальной Церковью. Тогда же в старообрядчестве наметилось несколько самостоятельных течений. В XIX в. их официально не притесняли.