Согласно легенде, киевский князь Владимир Мономах получил её от своего деда – византийского императора Константина. А откуда её взял дед – никому не известно. Во всех духовных грамотах московских царей она упоминалась под названием Золотой шапки. А "мономаховой" её впервые назвал в своём завещании Иван Грозный. С тех пор шапку и стали называть в честь Мономаха.
Мнения учёных о происхождении царского венца различны. Одни считают, что шапка Мономаха выполнена в Византии, другие относят её к арабскому или арабо-египетскому искусству. А третьи вообще утверждают, что это произведение родом из Бухары. Так что загадка шапки Мономаха ещё остаётся не решённой и ждёт своего исследователя.
Шапка Мономаха – уникальное ювелирное произведение конца XIII – начала XIV веков. Тулья её составлена из восьми золотых пластин, покрытых тончайшим, виртуозно исполненным сложным узором, в котором в единое целое сплелись спиралевидные завитки, шестиконечные розетки и цветки лотоса. Часть этого узора исполнена золотыми ленточками с зернью, часть имеет сверху косую насечку, которая создаёт иллюзию тонкой кручёной проволочки.
Первоначально на шапке имелись жемчужные и золотые подвески, позже шапку опушили собольим мехом, увенчали золотым полусферическим гравированным навершием с крестом. А позднее ещё добавили драгоценные камни – рубины, изумруды, сапфиры, турмалины и крупный жемчуг. Шапкой мономаха венчались на царство все московские князья и цари.
Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор — борик[1]. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов, например, пишет: «Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что шапка Мономаха — это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту»[2].
В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим»[1]. В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как с исторической (Константин умер в 1055 году, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной), так и с искусствоведческой точки зрения.
Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г.[3] Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков (см. Три отрока в пещи огненной).
Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда. Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.
Правление фараона Эхнатона царя реформатора Древнего Египта. С именем фараона Эхнатона, правившего в Древнем Египте около 1351 — 1334 гг. до н.э., связан один из самых противоречивых периодов в истории государства. Его религиозные реформы потрясли Египет, в буквальном смысле этого слова, «поставив с ног на голову» традиционный уклад жизни всей страны.
Придя к власти, Эхнатон (носивший от рождения имя Аменхотепа IV) начал грандиозную религиозную реформу в стране: уже на четвертом году его правления было запрещено поклоняться каким-либо богам, кроме Атона. Это, несомненно, разобщило молодого фараона со жрецами, представителями знати и даже с простым народом. Если раньше крестьянин просил у нескольких богов и надеялся на высшие силы, то теперь оставался только один. Сам же Эхнатон стал собирать свое окружение из людей, не имевших высокого положения в обществе, выбирая из наиболее талантливых.
Даже в строительстве храмов при Эхнатоне принципиально изменилась технология: теперь строили из небольших блоков, что позволяло ускорить процесс возведения святилища. Изменилась и практика ритуалов богослужения: их проводили под открытым небом, под палящими лучами солнца.
Эхнатон, всем сердцем ненавидевший Фивы, уже на шестой год правления переехал в недостроенную новую столицу Египта – Ахет-Атон. Это был богатый город, с храмом для Атона, с пышным дворцом для Эхнатона и его семьи, с несколькими дворцами поскромнее, жилыми кварталами для обычных жителей. С переездом в новую столицу Эхнатон не оставил религию старых богов в покое: началось тотальное уничтожение всего, что было связано с ними.
Вместе с тем, политические дела фараона-мятежника шли неважно: он не поддерживал дружеских отношений с союзниками своего отца, был в конфронтации с египетской знатью. Расстроилась и внешнеполитическая жизнь некогда могущественного Египта: контроль над мелкими государствами ослаб, дружба с крупными соседями сошла на нет. Все чаще на его провинции совершались разбойничьи набеги. Египет больше не диктовал свои условия на политической арене, он потерял свое было могущество.
Реформа Эхнатона
Своеобразную реформу удалось провести Эхнатону и в искусстве Древнего Египта – при нем был сформирован так называемый Амарнский стиль. Он характеризовался реалистичностью, гибкостью линий, изображение фараона не в качестве завоевателя, а в качестве мужа и родителя. До Эхнатона не было принято изображать семейные сцены из жизни фараона, при нем это стало приоритетным. До него фараон и члены семьи изображались идеальными, при нем же недостатки внешности и отпечаток возраста стали обязательными.
Смерть Эхнатона окутана тайной, по одной из версий, его отравили, что было обычным делом в Древнем мире. После смерти фараона Эхнатона в истории Египта наступил период быстрой смены правителей, был снят запрет на поклонение старым богам, вернулись некоторые старые традиции. Солнечная столица впоследствии была заброшена со всеми своими прекрасными дворцами и храмами, одна, под палящими лучами солнца Бога Атона. А имя фараона Эхнатона было старательно уничтожено из многих мест, которые бы напоминали о необычном фараоне, который пошел один против всех египетских богов и проиграл эту битву.
Известно, что женой Эхнатона была легендарная царица Нефертити, а сыном – фараон Тутанхамон. Правление фараона Эхнатона стало уникальным в истории древнего Египта.
Объяснение: Взяла информацию из проекта своего. Готовила по видеоролику.