Всеволод Юрьевич Большое Гнездо-крещении Дмитрий, 1154 — 15 апреля 1212) — великий князь владимирский с 1176 года, до этого в течение 35 дней (с февраля по 24 марта 1173) княжил в Киеве.
В 1162 году вместе с матерью и братьями Василько и Мстиславом был изгнан Андреем Боголюбским, уехал в Константинополь к императору Мануилу[4]. В пятнадцатилетнем возрасте вернулся на Русь и, помирившись с Андреем, в 1169 году вместе с другими союзными князьями принял участие в походе на Киев. В 1173 году по распоряжению старшего брата — Михаила Юрьевича вместе с Ярополком Ростиславичем сел в Киеве и вскоре был пленён захватившими город смоленскими Ростиславичами. Выкуплен из плена Михаилом[5].
Борьба за власть во ВладимиреПравить
Основная статья: Междоусобная война в Северо-Восточной Руси (1174—1177)
После убийства Андрея (1174) вместе со старшим братом Михаилом, а после его смерти (1176) самостоятельно боролся за власть во Владимиро-Суздальском княжестве с племянниками, Мстиславом и Ярополком Ростиславичами. Пользовался поддержкой Святослава Всеволодовича Черниговского. 27 июня 1176 года нанёс решающее поражение Мстиславу, а в начале 1177 года разбил его союзника, Глеба рязанского, пленил его и Ростиславичей. Глеб вскоре умер во владимирской тюрьме, а Ростиславичи были ослеплены и отпущены. Мстислав вскоре умер, а Ярополк затем брался в плен Всеволодом (1181) и изгонялся по требованию Всеволода его политическими противниками (1196).
Укрепление внешнеполитического положения княжестваПравить
См. также: Северный поход Святослава Всеволодовича
Рязанским князем стал Роман Глебович, женатый на дочери Святослава, но уже в 1180 году Всеволод разорвал союз со Святославом, воспротивившись сосредоточению власти Романом в рязанской земле. Святослав предпринял карательный поход против Всеволода, закончившийся тщетным стоянием на реке Влене, причём из Новгорода был изгнан сын Святослава, и в последующие 3 десятилетия там княжили представители Всеволода. В частности, отпуская старшего сына Константина на новгородское княжение (1205), Всеволод произнёс речь:
сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшиньство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли
Всеволод Большое Гнездо продолжал борьбу с Волжской Булгарией и мордвой (походы 1183 и 1185[6]), в том числе с Святослава Всеволодовича, со стороны которого в летописи зафиксировано уникальное обращение к Всеволоду (брат и сын). В 1185 году[6] Всеволод провёл новое вторжение в Рязанское княжество.
В 1189 году принял под покровительство галицкого князя Владимира Ярославича, сына своей сестры.
В 1194 году Святослав Всеволодович с братьями собрался в Рогове и выступил в поход против рязанских князей из-за пограничного спора, одновременно спросив разрешения Всеволода Большое Гнездо, но тот ответил отказом, и войска пришлось развернуть от Карачева.
В IX—XII веках у башкирских племён в существовало металлургическое производство, были кузнецы специализировавшиеся на изготовлении оружия, предметов украшения и т. д. Наличие многочисленных торговых связей позволяло им обмениваться товаром с отдаленными соседями. Уже в это время отношения башкир с соседями носили характер торгово-денежных. Однако это не привело в то время в оседлому скотоводческо-земледельческому труду.
Традиционно основой хозяйства башкир было полукочевое скотоводство. Башкиры содержали в основном лошадей и овец, для которых не требовалась запасать на зиму большого количества кормов, крупный рогатый скот, в южных и восточных районах — верблюдов. Бедный башкирский хозяин имел лошадей от 10 до 20, богатый владел табунами и стадами до 1000—2000 голов. Во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов башкиры выставили около тысячи верблюдов для нужд армии, обеспечивали верблюдами русские военные экспедиции в казахские степи. Занимались башкиры охотой, включая соколиную, рыбной ловлей, бортничеством, сбором дикорастущих плодов (шиповник, черемуха, малина, грибы, черемша и др.), корней растений.
Башкиры зимой жили в одноместных хижинах, а летом в юртах. Выращивали в небольших количествах просо, ячмень, полбу, пшеницу, коноплю. Их земледельческих орудий труда имели деревянный плуг, соху, рамную борону. Летом выезжали на кочевки, так как скот, включая лошадей, в течение всего года находился на подножном корму. Кочевали в степях недалеко от воды, в горно-лесных районах — на полянах и долинах с озерами и ручьями. Летними жилищами у башкир были войлочные кибитки. Бедные строили балаганы.
Объяснение:
До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Искусство эпохи палеолита
Каменный век - древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э. ) , когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня (отсюда и название эпохи - каменный век) ; делится на палеолит, мезолит и неолит.
Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические Венеры» - примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. В то время люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.
В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э. ) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.