Старообрядчество ересью трудно назвать, хотя Русская православная церковь именно так и считает до сих пор.
Что такое ересь? Это религиозное учение, которое признает основные идеи христианства, но также понимают и толкуют иначе, чем господствующая церковь.
Есть разные виды ереси: 1) носят богословский характер, 2) оппозиционные учения, которые иногда толкуют вероучение и критикуют церковную организацию, 3) политически ориентированные ереси, которые критикуют церковь и выступают против феодальных порядков. Последние делятся на умеренные и радикальные.
А теперь про старообрядчество. Также оно называется древлеправославием. Это совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, которые отвергают предпринятую в 1650-1670х патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью (константинопольской). Получается, что господствующая церковь сама создавала условия для секуляризации.
При этом старообрядцы преследовались не только церковными, но и светскими властями. И только в 20 веке позиция РПЦ смягчилась.
Сами старообрядцы считают себя православными христианами, как РПЦ как инославную.
Думаю, что старообрядцы не относятся к ереси, ведь не они вносили изменения в обряды, а РПЦ, они с ними не были согласны.
хазарское государство (650-969 гг.) являлось крупной средневековой державой. сформировано оно было союзом племен на юго-востоке европы. хазарский каганат считался опаснейшей иудейской державой в . контролировал он территорию среднего и нижнего поволжья, северного кавказа, приазовья, нынешнюю северо-западную часть казахстана, северную область крыма, а также лесостепи и степи всей восточной европы до днепра. хазарский каганат. выделился этот племенной союз из западно-тюркского объединения. первоначально ядро хазарского государства располагалось в северной области нынешнего дагестана. впоследствии оно переместилось (под натиском арабов) в низовья волги. политическое господство хазар распространялось одно время на некоторые восточнославянские племена. следует отметить, что происхождение самого народа изучено не до конца. считается, что после принятия иудаизма, сами себя хазары воспринимали как потомков козара, который был сыном тогармеха. по библии, последний являлся сыном яфета. по мнению некоторых , хазарский каганат имеет некоторую связь с потерянными израильскими племенами. вместе с этим, большинство исследователей склонны считать, что народность имеет все же тюркские корни. возвышение хазарского народа связывают с развитием тюркского каганата, с правителями которого первые (предположительно) имели родственные связи. в 552 году алтайскими тюрками была сформирована огромная империя. вскоре она была разделена на две части. ко второй половине 6 века тюрки распространили свою власть до каспийско-причерноморских степей. в период ирано-византийской войны (602-628 гг.) появились первые свидетельства о существовании хазар. тогда они являлись основной частью армии. в 626 году хазары вторглись на территорию современного азербайджана. разграбив кавказскую аланию и соединившись с византийцами, они взяли штурмом тбилиси. к концу 7 века большая часть крыма, северного кавказа и приазовья находилась под контролем хазар. нет точных сведений о том, насколько далеко распространялась их власть к востоку от волги. однако, несомненно, что хазарский каганат, распространяя свое влияние, остановил поток кочевников, которые следовали в европу из азии. это, в свою очередь, создавало благоприятные условия для развития оседлых славянских народов и западноевропейских стран. хазарский каганат контролировал территорию, на которой проживало достаточно много еврейских общин. приблизительно в 740 году булан (один из князей) перешел в иудаизм. по всей видимости, это способствовало укреплению именно его клана. при этом правящая языческая династия хазар начала терять авторитет. потомок князя булана – обадия – в начале девятого века занял в империи второй пост, сосредоточив реальную власть в своих руках. с того момента сформировалась система двойного государственного . номинально в стране оставались главными представители царского рода, однако, реально правление от их имени осуществляли беки рода буланидов. после установления нового порядка хазарский каганат начал развивать международную транзитную торговлю, переориентировавшись с завоевательных походов. в 9 веке в связи с новой волной великого переселения народов, волгу стали переходить новые кочевые племена. новым противником хазар стало государство. варяжские дружины, пришедшие в восточную европу, начали успешно оспаривать власть над славянами. таким образом, от хазарского господства освободились радимичи в 885, северяне в 884 и поляне в 864 году. в период с конца 9-го по первую половину 10-го века хазария ослабла, но продолжала оставаться весьма влиятельной империей. в большей степени это стало возможно искусной дипломатии и прекрасно обученной армии. в гибели хазарского каганата решающая роль принадлежит государству. святослав в 964 году освободил вятичей (последнее зависимое племя). в следующем году князь разбил войско хазар. спустя несколько лет (в 968-969) князь разгромил семендер и итиль (столицы хазарской империи в разные периоды). этот момент считается официальным концом независимой хазарии.
подробнее - на -