Люди в первобытном обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды. У них имелись примитивные орудия труда, которые находились в их совместной собственности. Вся их жизнь была подчинена борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди начали разводить культурные растения, приучать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, т. е. происходил переход к осознанному труду и формированию общества.
С этого момента и начинается экономическая история, а именно с появления хозяйства, т. е. определенного уклада общественной жизни, позволяющего людям систематически добиваться устойчивых результатов и меньше зависеть от природной стихии.
Первобытную эпоху можно условно разделить на несколько основных исторических периодов. С точки зрения материальных условий производства различают: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век), неолит (новый каменный век), бронзовый век и раннюю железную культуру.
У различных племен и народов появление определенных форм труда и общественной жизни происходило не одновременно. Вместе с тем для всех первобытных обществ характерно наличие ряда общих черт. Во-первых, основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ. Во-вторых, основой производственных отношений первобытного строя была коллективная, общинная собственность на орудия труда и средства производства, характеризовавшаяся низким уровнем и медленными темпами развития производительных сил, уравнительным распределением материальных благ.
Так, первобытные люди эпохи палеолита (400—40 тыс. лет до н. э.) использовали самые примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты, занимались собирательством и охотой, вели кочевой образ жизни. Они объединялись для охоты на крупных животных, для защиты от врагов, зверей и стихии. Эти объединения, называемые первобытным стадом, были непостоянными, непрочными, случайными — первая форма социальной, а не биологической общности и ступень (недостающее звено) на пути от стада к племени.
Археологические данные эпохи мезолита (40—14 тыс. лет до н. э.) свидетельствуют об использовании людьми лука, стрел, множества каменных орудий труда. Наряду с собирательством и охотой развивались рыболовство, обработка шкур диких животных и другие виды деятельности. Происходили изменения и в общественных отношениях: первобытное стадо уступало место первобытной общине, основанной на кровнородственных связях под руководством женщины и получившей название матриархат.
Неолит (8—3 тыс. лет до нашей эры) характеризуется завершением перехода к высшим формам присваивающего хозяйства и переходом к производящему хозяйству, т. е. основанному на производстве человеком материальных благ, необходимых для его жизни и деятельности.
1
двор карла 1 отражал его личность: он был величавым и элегантным, а также уединенным, духовным и строгим. карл не был ученым и не любил долгих дебатов, так что окружил себя людьми, разделявшими его взгляды. он был также благородным. контраст с двором якова 1 был разительным. современница люси хатчисон сказала так: "двор выражал короля. карл был воздержанным, целомудренным и серьезным, и шуты и карлики вышли из моды" король постоянно переезжал из одного дворца в другой, но в отличие от елизаветы он совсем не хотел возбуждать любовь тем, чтобы показываться народу. напротив, он стремился держаться как можно более частным образом. центром придворной жизни была семья, и именно она отнимала большую часть эмоциональной энергии карла. несмотря на неудачное начало, брак с генриеттой-марией вылился в теплые отношения и любовь, причем рождение детей принесло ему глубокое удовлетворение. старший сын карл родился в 1630 году, затем до 1644 года родилось еще семеро детей. другим интересом для карло было покровительствовать живописи. в 1630-е гг. он больше времени отдал собиранию своей коллекции, чем любому другому виду него был прекрасный вкус и он легко отличал руку мастера от кисти учеников. он покупал благоразумно и любил обсуждать искусство. совсем не совпадение, что в 1629 году испанцы избрали для ведения политических переговоров рубенса. к сожалению, эта в общем-то безвредная, хотя и дорогостоящая деятельность, воспринималась многими зловещим образом.
2
существует (среди ) широкий консенсус, что карл 1 допустил серьезные ошибки в страной, которые к разъединению политической нации. в чем расходятся, как распредплить ответственность за разрыв в отношениях. нынешний ортодоксальный взгляд - это взгляд ревизионистов. они возлагают долю вины на палату общин за отказ предоставить королю финансы, необходимые для эффективного карлом и парламентом не было принципиальных расхождений, кроме религиозных, если принять, что карл хотел ввести католицизм "с заднего входа". карл отверг парламентское правление в конкретной ситуации, когда за то, чтобы что-то получить, он должен был слишком много заплатить. гражданская война до 1642 года не была неизбежной и явилась результатом ложных решений карла (таких как введение в шотландии молитвенника) и серии совпадений. пост-ревизионисты попытались модернизировать этот анализ. они , что существовали различия между теми, кто верил в божественное королевское право, и теми, кто думал, что конституция основывается на обычном праве и традиции. в целом, пост-ревизионисты рассматривают карла менее благожелательно, чем ревизионисты. шотландия и ирландия видятся сейчас решающими факторами для развития событий в самой .