Началась унификация в соответствии с «греческим» образцами церковных книг. Были внесены изменения в ряд обрядов. В частности введено троеперстное (тремя пальцами) крещение. В соответствие с греческими образцами стали приводиться иконы. Из греческой церкви были заимствованы одежда и облачение духовенства.
Но переход к новым обычаям был слишком резким. Новшества зачастую насаждались силой. Старые церковные книги и многие иконы изымались и уничтожались, преследованиям стали подвергаться люди, не желавшие перемен.
На Поместном соборе 1656 года, собранным Никоном для продолжения своей реформы, все продолжающие креститься двуперстно были прокляты. Это вызвало ещё большее недовольство действиями патриарха.
В 1657 году произошёл конфликт между Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Патриарх часто критиковал власть за ущемление прав церкви, оспаривал с правителем право верховной власти, самостоятельно проводил церковные преобразования. Всем этим воспользовались недовольные влиянием Никона бояре, которые смогли настроить царя против патриарха.
В знак протеста, в 1658 году, Никон покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он рассчитывал на то, что царь самолично попросит патриарха вернуться, тем самым подчеркнёт его значимость и влияние.
Но этого не произошло. На Большом Московском соборе 1666 – 1667 годов патриарх Никон был извержен из патриаршества и сослан в Ферапонтов монастырь.
С прекращение деятельности Никона многие его противники ожидали и свёртывание его реформ.
Но Большой собор утвердил все преобразования Никона. Он же наложил анафемы на все старые церковные книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены еретиками. В Русской православной церкви окончательно утвердился раскол.
Сторонников старых церковных порядков стали называть старообрядцами. Их движение – раскольничеством.
Часть населения выражала недовольство этим нововведением. По стране прокатилась волна стихийных бунтов, грозившая вылиться в новую Смуту. Но главную опасность представляли «идеологи» раскольничества. Хотя в соответствии с решением Большого собора, лидеры старообрядцев должны были быть преданы гражданскому суду, и по нормам Соборного уложения им грозила смерть через сожжение, многие из них продолжали свою деятельность.
Только жёсткие меры государства (аресты, ссылки, ущемление в правах влиятельных старообрядцев и сочувствующих им, а так же казнь одного из главных противников новшеств протопопа Аввакума и его сторонников) не позволили ситуации вылиться в серьёзный конфликт.
Таким образом, к концу 17 века влияние Русской православной церкви на государственную власть значительно уменьшилось.
В это же время, в ходе реформы патриарха Никона, была проведена унификация православных обрядов, богослужения и церковных текстов. Она привела к расколу в Русской церкви и образованию особой ветви православия – старообрядчества.
На следующий день после пожара рейхстага в Германии появился декрет "О защите народа и государства", отменявши гарантии свободы слова, печати, собраний и вводивший сметную казнь за участие в борьбе против режима. Вновь избранный рейхстаг вынужден был, по существу, передать правительству свои законодательные полномочия.
Летом 1933г. Подверглись разгрому профсоюзы. Вместо них создавался Немецкой трудовой фронт, выступавший как организация "социального партнёрства", в которую входили представители рабочих и предприниматели, а руководящую роль играли нацистские чиновники. Запрещалась деятельность всех политических партий, кроме нацистской.
НСДАП стала главной политической силой в стране, частью государственной машины. Руководители партийных организаций назначались наместниками правительства в землях и округах.Нацистскую пирамиду увенчивала фигура фюрера(вождя) А. Гитлера, который после смерти П. Гинденбурга занял также пост рейхспрездента.
Особая роль в новой системе отводилась охранительным и респрессивным органам. Созданная в марте 1933 г. тайная государственная полиция гестапо установила тотальный контроль над населением: неугодные режиму люди – в первую очередь коммунисты, социал-демократы, евреи – отправлялись в концентрационные лагеря. К середине 1939 г. существовало шесть лагерей, где содержались 25 тыс. заключённых.
Экономическая и социальная политика.
Нацистское государство стремилось поставить под контроль и экономическую сферу. Для этого был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, объединявший представителей крупнейших монополий и высших нацистских чиновников. Правительство проводило политику укрупнения предприятий, создания отраслевых объединений. Так легче было подчинить их центральной власти. Система «фюрерства» проникла в экономику. Руководители промышленных областей, владельцы предприятий становились «фюрорами» того или иного рода. Они принимали решения по главным производственным и социальным вопросам, в том числе о длительности рабочего дня, размерах зарплаты и т.д.