Наличие жреческой прослойки у славян - хорошо известный и не ставящийся под сомнение факт, о славянских жрецах многократно упоминают русские летописи. Статья не является абсолютно строгим в научном плане исследованием, но позволяет читателю получить впечатление о том, какую роль играли жрецы в славянском обществе, что представлял собою сам культ, каким образом проводились ритуалы и т. д.
Всякая народная вера предполагает обряды, совершение которых поручается избранным людям, уважаемым за их добродетели и мудрость. Это посредники между народом и духом или божеством. У древних славян такие люди назывались волхвами, жрецами, ведунами и ведуньями.
Не только в капищах, но и при всяком освященном древе, при всяком святом источнике находились хранители, которые жили подле, в маленьких хижинах, и питались остатками жертв, приносимых божествам. Жрецы - волхвы руководили обрядами языческого богослужения, приносили жертвы от имени всего народа, составляли мудрые календари, знали "черты и резы" (древняя письменность) , хранили в памяти историю племен и стародавние предания, мифы.
В составе жреческого сословия было много различных разрядов. Известны волхвы - облакопрогонители или облакопрогонники, которые должны были предсказывать - и своим магическим действием создавать необходимую людям погоду. Были волхвы - целители, лечившие людей средствами народной медицины; позднейшие церковники признавали их врачебные успехи, но считали грешным обращаться к ним. Существовали волхвы - хранители, которые изготовляли различные амулеты - обереги и изображения богов. Волхвы - кощунники - так назывались сказители "кощун", древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также "баянами" - от глагола "баять" - рассказывать, петь, заклинать. (Другие исследователи считают слово "баян" личным именем: легендарный певец Баян упоминается в "Слове о полку игореве", и возможно, что именно его имя было обнаружено начертанным на одной из стен Софийского собора в Киеве. - Прим. публикатора. )
Кроме волхвов существовали и женщины - колдуньи, ведьмы (от "ведать" - знать) , чаровницы, "потворы" (точнее, "потворницы", т. к. слово "потворы" означает "заклинания", "колдовство". Потворники как заклинатели упоминаются в "Повести временных лет". - Прим. публикатора) .
Жрецы пользовались народным уважением, имели исключительное право отпускать длинную бороду, сидеть во время жертвоприношений и входить в святилище во всякое время. Правители народа приветствовали почтительность к жрецам. Многие жрецы за свою близость к богам получали неограниченное доверие народа и приобретали огромную власть.
Так первосвященник Рюгенский, уважаемый более самого короля, правил многими славянскими племенами, которые без его согласия не дерзали ни воевать, ни мириться; налагал подати; содержал сильную армию, и ни единое народное решение не могло быть принято без его согласия, хотя он был всего лишь устами бога на земле.
Жрецы приносили богам жертвы и предсказывали будущее. Место приношения жертв богам и божествам называлось капищем или требищем. Святилища под открытым небом нередко были круглыми, состоящими из двух концентрических валов, на которых разводились круговые костры. Во внутреннем кругу ставились идолы, обычно деревянные; здесь горел жертвенник и здесь "жрали бесам", то есть приносили жертвы богам. Это именовалось капищем. Внешний круг, вероятно, предназначался для потребления жертвенной ритуальной пищи и назывался требищем. Круглая форма святилищ определила их название хоромами (от "хоро" - круг) , а в ином произношении - храмами. Позднее христианские церковники удержали это древнее слово за православными ритуальными зданиями, хотя их форма и не соответствует этимологии слова "храм".
Шмель - крупное насекомое, по строению тела и образу жизни, очень близкое к обычным медоносным пчелам. Длина тела шмеля, покрытого густыми короткими волосками, и имеющего преимущественно черную окраску с характерными желтыми полосами в области брюшка, может достигать длины 25 – 30 миллиметров. Нижняя часть тела шмеля имеет белую окраску и заканчивается небольшим жалом, в обычном состоянии незаметном. Кусают они очень редко, и их укусы не опасны. Как и у пчёл, у шмелей самцы — трутни — не имеют жала.
Шмели являются общественными насекомыми, в их больших семьях, насчитывающих до 200 особей, есть четкое распределение обязанностей для каждого из ее членов. Гнезда часто устраиваются в заброшенных норах мелких млекопитающих. Их можно узнать по тому, что нагруженный пыльцой шмель исчезает в мышиной норке. Селятся они также в дуплах деревьев и расщелинах скал, в гнездовых ящиках для птиц и в других защищенных и сухих местах.
Шмели — одни из самых холодостойких насекомых. Это позволяет им вылетать рано утром и собирать первый нектар, когда воздух ещё не достаточно прогрелся, и даёт шмелям определённое конкурентное преимущество перед другими видами насекомых.
Питаются шмели нектаром растений, собирая их с распустившихся цветов. Они прилежные сборщики цветочной пыльцы. Биологи подсчитали, что один лишь полевой шмель во время полета, длящегося 100 минут, посещает 2634 цветка. Поэтому шмели очень важны для садоводов и полеводов, как прекрасные опылители.
В Европе живут более 50 видов шмелей, а во всем мире их насчитывается несколько сотен.
А класс хотя бы какой?..