-И Древний Египет, и Древняя Индия, и Китай, и Вавилон имели особенные климатические условия, особенную почву, которые требовали особого труда, и как следствие, коллективных усилий, ведь нужно было создавать ирригационные системы — это приводило к сохранению сельской общины на протяжении долгого времени, тормозило развитие частной собственности, предопределяло свободное крестьянство. .Во всех этих государствах государственная власть находилась в руках правителя-царя, а также в руках наследственной аристократии и чиновников. Особенным влиянием обладало духовенство или жречество. Общество было разделено на закрытые сословия с нулевой социальной мобильностью. -Никакими правами не обладали рабы и подданные причем это характерно также для всех стран. Крестьяне и ремесленники жили в общине и были свободными, но также никаких прав не имели.
-Монархическая форма правления, так называемая восточная деспотия, была характерна для всех этих стран. -Власть монарха везде была обожествлена и потому управление, в целом, было централизовано, однако формы самоуправления тоже были. .Частной собственности тоже нигде не было; коллективная собственность преобладала. -Везде сохранялись патриархальная и матриархальная семья. .Натуральный характер производства + ремесло и слаборазвитые товарно-денежные отношения -Нигде в этих странах не было социально-классовых границ между свободными крестьянами и рабами
Отличия: -Для Древнего Китая характерна политика изоляционизма -Для Древней Индии характерно не совпадение социально-правового статуса и социально-экономического положения в кастовом строе -Государственность у каждой цивилизации появилась в разное время: Древний Египет- Раннее царство 3100-2800 годы до нашей эры, Древний Вавилон начало 3 тысячелетия до нашей эры, Древняя Индия - 2 тысячелетие до нашей эры, Древний Китай — Шан с 18 века до нашей эры. -Древний Египет был первым государством мира, где сложилось классовое рабовладельческое общество
Старая Северная дорога возникла во времена императора У-ди, который под натиском степного народа хунну направил своего сановника Чжан Цяня на поиски их врагов юэчжей, откочевавших на запад, для установления с ними союзных отношений. Во время путешествия 138—126 годов до н. э. дошедший до Бактрии Чжан Цянь увидел в Ферганской долине поразивших его своей красотой и статью коней. Он доложил императору об отсутствии в других странах шёлкоткацкого ремесла и посоветовал императору вывозить за границу шёлк в обмен на прекрасных коней, а также сладкие плоды, вино, люцерну и др. Шёлк на Западе высоко ценили за его противостоять всеобщему бедствию — назойливым насекомым-паразитам. Таким образом, Чжан Цяню удалось установить отношения между Китаем и эллинистическими государствами Азии, а также собрать сведения о Парфии и Индии.
В 121 году до н. э. первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами направился к Ферганскому оазису через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня. В 117 году до н. э. У-ди направил Чжан Цяня с новой миссией, большим посольством, большим количеством денег и шёлка — на этот раз в землю усуней, населявших бассейн реки Или. От усуней послы должны были разъехаться по другим странам, начиная с соседних среднеазиатских (Кангюй, Бактрия, Согдиана).
Торговля по установившемуся маршруту была прервана разорительными восстаниями в той местности в 17—27 годах н. э. (восстание «краснобровых»). После установления мира торговля продолжилась, но уже по новому пути — Южной дороге. Кроме того, часть товаров шла по Индийскому океану (см.: индо-римская торговля). С I века н. э. морской торговый путь между Европой и Китаем, посредниками на котором выступали ханьские данники Цзяочжи и кхмерская держава Фунань, был более-менее стабильным. В подтверждение этого приводят находки древнеримских монет в дельте Меконга (древняя гавань, упомянутая Птолемеем как Каттигара).
крестовые походы имели важные последствия для всей европы. неблагоприятным их результатом было ослабление восточной империи, отдавшее её во власть турок, а также гибель бесчисленного количества людей. но гораздо значительнее были следствия, благотворные для европы. для востока и ислама крестовые походы далеко не имели того значения, какое принадлежит им в европы: они изменили весьма немногое в культуре мусульманских народов и в государственном и общественном их строе. крестовые походы несомненно оказали известное влияние (которого, однако, не следует преувеличивать) на политический и общественный строй западной европы: они содействовали падению в ней средневековых форм. численное ослабление барониального рыцарского класса, являвшееся следствием отлива рыцарей на восток, продолжавшегося почти непрерывно в течение двух столетий, облегчало королевской власти борьбу с оставшимися на родине представителями феодальной аристократии. небывалое дотоле развитие торговых отношений содействовало обогащению и усилению городского класса, который в средние века был опорой королевской власти и врагом феодалов. затем, крестовые походы в некоторых странах облегчили и ускорили процесс освобождения вилланов от крепостной зависимости: виланы освобождались не только вследствие ухода в святую землю, но и методом выкупа свободы у баронов, которые нуждались в деньгах при отправлении в крестовый поход и поэтому охотно вступали в такие сделки. в крестовых походах принимали участие представители всех тех групп, на которые делилось население средневековой зап. европы, начиная от крупнейших баронов и кончая массами простых виланов; поэтому крестовые походы содействовали сближению всех классов между собой, как и сближению различных европейских народностей. крестовые походы впервые соединили в одном деле все общественные классы и все народы европы и пробуждали в них сознание единства. с другой стороны, приводя в близкое соприкосновение различные народы западной европы, крестовые походы им уяснить свои национальные особенности. западных христиан в близкое соприкосновение с иноплеменными и иноверными востока (греками, арабами, турками и так далее), крестовые походы содействовали ослаблению племенных и религиозных предрассудков. близко ознакомившись с культурой востока, с материальной обстановкой, нравами и религией мусульман, крестоносцы приучались видеть в них себе подобных людей, начинали ценить и уважать своих противников. те, кого они сначала считали полудикими варварами и грубыми язычниками, оказывались, в культурном отношении, выше самих крестоносцев. крестовые походы наложили неизгладимый отпечаток на рыцарский класс; война, служившая ранее феодалам лишь средством к достижению эгоистических целей, в крестовых походах получила новый характер: рыцари проливали свою кровь по идейным и религиозным побуждениям. идеал рыцаря, как борца за высшие интересы, борца за правду и за религию, образовался именно под влиянием крестовых походов. самым важным следствием крестовых походов было культурное влияние востока на западную европу. из соприкосновения на востоке западноевропейской культуры с византийской и особенно с мусульманской вытекли чрезвычайно благотворные последствия для первой. во всех областях материальной и духовной жизни встречаются в эпоху крестовых походов или прямые заимствования с востока, или явления, обязанные своим происхождением влиянию этих заимствований и тех новых условий, в какие стала тогда западная европа.