Архитектура как искусство тесно связана с обществом и культурой. Если в отношении живописи и скульптуры иногда вполне применимо выражение "стиль – это человек", то в отношении к архитектуре гораздо правильнее было бы сказать, что "стиль – это эпоха" (Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, Москва, 1970, стр. 156).
Европейская культура XVII-XVII веков пополнила многообразие архитектурных направлений двумя новыми яркими стилями, посредством которых происходило самовыражение основополагающих идей того времени. Этими великими направлениями были барокко и классицизм. Оба архитектурных направления развивались на базе ренессанса, однако, оба стиля получили совершенно разную образную и идейную основы. Как барокко, так и классицизм, оказали сильнейшее влияние на различные области культуры – литературу, живопись, архитектуру, музыку, театр.
В данной работе мы рассмотрим основные черты и особенности европейской архитектуры XVII-XVII веков, отразившей оба этих стиля
которых происходило самовыражение основополагающих идей того времени. Этими великими направлениями были барокко и классицизм. Оба архитектурных направления развивались на базе ренессанса, однако, оба стиля получили совершенно разную образную и идейную основы. Как барокко, так и классицизм, оказали сильнейшее влияние на различные области культуры – литературу, живопись, архитектуру, музыку, театр.
В данной работе мы рассмотрим основные черты и особенности европейской архитектуры XVII-XVII веков, отразившей оба этих стиля.
Барокко и классицизм в архитектуре
Стили барокко и классицизм стали непосредственным развитием идей XVII века, начала Нового времени. Нельзя не отметить их тесную взаимосвязь, хотя и характерных, присущих лишь конкретному направлению особенностей, также достаточно много.
Барокко зародился в Италии и был рас в европейском искусстве до середины XVIII века. Классицизм так же был характерен для искусства Европы и особенно ярко проявился во второй половине XVIII века. Стиль барокко был призван продемонстрировать роскошь и богатство, ему присуща повышенная эмоциональность, динамизм, иррационализм и экспрессия, в то время как для классицизма характерно воплощение лучших образцов античности, благородная рационализм, он следует принципам порядка, согласованности и единообразия
Архитектура барокко отличается буйством и динамичностью форм. Для классицизма характерны стройность и равновесие всех деталей. В барокко используются иллюзии, искажающие пропорции и придающие масштабность. Классицизм основывается на гармоничности пропорций, берущих начало в античной традиции.
Оба стиля развивались в эпоху Нового времени и внесли огромный вклад в историю искусства, пополнив культурное наследие Европы великими архитектурными сооружениями, именами талантливых архитекторов, повлияли на облик европейских городов и дальнейшее развитие архитектуры и градостроительства.
В 862 году славянские и финские племена (кривичи, чуди, мери, веси) прогнали варягов, которым платили дань. После этого между ними начались постоянные усобицы и конфликты. Для их прекращения, старейшинам финских и славянских племен пришлось приглашать князя со стороны. Племена считали, что их земля богата и обильна, но в ней отсутствует порядок. Правителями были выбраны варяги – Рюрик и его два брата, Трувор и Синеус. Рюриком и была создана государственность на Руси.
Половцы были кочевниками из азиатских степей. Они вытеснили печенегов и стали большой угрозой для Киевской Руси. В то время на Руси был период раздробленности, из-за чего страна была более уязвима к нападениям.
Половцы вторглись в Русь в 1054 году, напав на Переяславское княжество, так как оно было ближе всего к степи. С ними был заключен мир, который длился до 1061 года, после чего половцы напали опять. Междоусобные войны и недоверие между княжествами играло в их пользу. Порой половцы даже нанимались князями для войн между собой.
Воспользовавшись тем, что в южной части Руси отсутствовали войска (в то время усобица происходила в северо-восточных землях), половцы осадили Переяславль и появились перед Киевом. Но в 19 июля 1096 года, два князя, Владимир Мономах и Святополк Изяславич, пришедшие с севера, разбили половцев на реке Трубеже.
От этого удара половцы бежали обратно в степь. В марте 1103 года русские князья собрали рать и направились на юг в степи. Это было неожиданным поворотом событий для половцев, и они начали торопливо объединять свою армию. В 4 апреля 1103 года произошло сражение на берегу реки Сутени, в котором половцы были окончательно разгромлены. Такие походы русской армии происходили еще три раза между 1109 и 1111, и все были успешными.