но кавказ не только красивый, он дикий и самобытный край. пейзаж сменяется. теперь перед взглядом мцыри бушует гроза. покорных монахов, боящихся божьего гнева, она непременно напугает, мцыри же хочет побрататься с ветром и молниями: «о, я как брат / обняться с бурей был бы рад! ». через это описание грозы лермонтов показывает, что его герой наделен «бурным» сердцем. здесь он предстает перед нами как дитя природы, который не пугается ночных гор, змеи, шакала. да, все они представляют опасность, но все же именно среди людей, а не на природе, мцыри ощущает себя изгоем. и здесь роль природы в «мцыри» становится особенно важна, поскольку она передать романтический конфликт поэмы. через единение героя с природой в полной мере раскрывается его отчужденность о людей.
до сих пор мы говорили о пейзаже в поэме исключительно как о пейзаже романтическом. в то же время, вместе с романтическими описаниями окружающей действительности, в произведении дается и вполне реалистический взгляд на мир. это – взгляд самого мцыри. он воспринимает природу не восторженно, а такой, какая она есть, в целостности. и спокойные, и тревожные картины, и безмятежность утра и рев потока, и абсолютная ночная тьма, и невероятный дневной зной – все это кажется герою естественным. мцыри видит природу во всей ее гармонии, не выбирая из нее чего-либо одного, и это свидетельствует о широте его внутреннего мира.
и все же мцыри – романтик. оттого появляются в поэме образные описания, данные как бы от лица самого мцыри. все, на что не взглянет герой, преображается под влиянием его эмоций и описывается образно, живо. «разговор» камней, цветов и потока – вот что, по его словам, становится ему понятно, вот о чем он вспоминает. природа таким образом олицетворяется, вступает с героем в диалог: «и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота». отметим, что олицетворение в произведении является распространенным приемом и создает ощущение живой природы, участвующей в действии поэмы наравне с героем. кульминация этого действия достигается в эпизоде битвы с барсом. мцыри, до сих пор бывший лишь наблюдателем, сталкивается с природой лицом к лицу.
сцена битвы, несомненно, самая красочная в поэме. для создания необходимой атмосферы лермонтов использует здесь всевозможные художественные средства: эпитеты (для описания силы зверя и героя), метафоры, сравнения (как пара змей; как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков), антитезы. используется и олицетворение, причем чертами наделяется не только барс, но и все вокруг: ночная тень, лес, в котором происходит событие и месяц, за ним. все природа оживает и атакует мцыри, однако он одерживает над ней верх.
в этом эпизоде роль описания природы в поэме «мцыри» лермонтова приобретает особую значимость, поскольку через противоборство с ней герой раскрывается как сильный и смелый человек, как тот, кем бы он мог стать. интересен прием взаимопревращения борющихся друг в друга. барс стонет «как человек», а мцыри «визжит» как зверь. этим еще раз подчеркивается единство героя и природы.
образ горного потока, грозы, барса – все они играют огромную роль в произведении, добавляя все новые штрихи к портрету героя. наблюдая бурлящий ручей, мцыри видит «немолчный ропот, вечный спор / с грудою камней». точно так же и сам он неустанно борется со своей судьбой. однако, как потоку бесполезно спорить с каменным руслом, так и мцыри, обессиленный, возвращается к монастырю. здесь он с горечь признает: хоть он и считал себя истинным сыном природы, но тюрьма изменила его, разорвала связь с окружающим миром. герой умирает, а пейзаж над ним снова сменяется на безмятежный. цветет акация, играет в саду солнце, сияет голубой день. это, с одной стороны, оттеняет внутреннюю бурю в душе мцыри, а с другой придает поэме завершенность. герой умирает примиренный с этим миром, и последний его взгляд останавливается на далеком кавказе.
отвечая на вопрос, какую роль в поэме «мцыри» играет природа, выделим следующие пункты:
а) создание и раскрытие романтического образа героя через романтический пейзаж;
б) изображение экзотической природы кавказа для соблюдения законов романтического жанра;
в) формирование конфликта поэмы при противопоставления свободной природы гнету общества (монастыря).
в описаниях природы лермонтов раскрывает все богатство своего поэтического языка. часто он использует уже привычные для романтической эпитеты и сравнения (сверкать, как алмаз; стройна, как тополь). но вместе с тем автор создает и свои, высокохудожественные описания. прочитав их, можно с уверенностью отвечать на вопрос мцыри «прекрасна ли земля», поскольку поэма лермонтова служит гимном этой земле.
объяснение:
что-то лишнее, но не важно
1. место романа в творчестве писателя.
2. образ понтия пилата.
3. преступление и муки совести.
4. образ мастера.
5. воздаяние.
трусость — мать жестокости.
м. де монтень
роман «мастер и маргарита» стал венцом творчества м. а. булгакова. это произведение дошло до читателей много лет спустя после смерти автора. его можно с полным правом назвать уникальным произведением. писатель сначала задумывал роман как апокрифическое «евангелие от дьявола». но с замысел стал более сложным. в романе сочетаются сложнейшие философские и религиозные вопросы, а также фантастические и сатирические мотивы. особого внимания заслуживает проблема нравственного выбора героев, тема ответственности за свои поступки.
в романе эта тема раскрывается понтию пилату и мастеру. эти люди достойны обвинения в трусости. но может ли быть обвинен в трусости «жестокий пятый прокуратор иудеи» понтий пилат? ведь когда-то он отважно бросался в атаку, за ним шла вся да, этого нельзя отрицать. но насколько изменился понтий пилат, когда стал прокуратором иудеи. теперь он облечен властью. казалось бы, он должен быть мудрым и смелым. но страхи и сомнения довлеют над ним. когда перед понтием пилатом оказался бродячий философ, прокуратор сразу же начинает думать о «законе об оскорблении величества». и представляет человека с «запавшим беззубым ртом», язвой на лбу и золотым венцом на плешивой голове, то есть императора тиверия.
понтий пилат боится гнева императора. именно поэтому он не хочет спасти бродячего философа. гибель невинного человека не кажется прокуратору иудеи таким уж страшным преступлением. намного страшнее ему кажется навлечь на себя гнев императора. что это, если не трусость? каждый несет ответственность за свои поступки. понтий пилат не исключение. но нельзя обмануть свою совесть. и после смерти иешуа понтий пилат пытается загладить свою вину. он посылает убийц к доносчику, который стал причиной гибели бродячего философа. это опять показывает, что для понтия пилата ничего не значит чужая жизнь. разве смерть доносчика сможет искупить вину самого понтия пилата? нет, прокуратору не будет от этого легче. он просто предпринимает в своих глазах попытку оправдаться.
можно ли назвать раскаяние прокуратора искренним? или оно фальшивое, лицемерное? хочется думать, что это не так. понтий пилат страдает от страшных головных болей. только иешуа мог ему . головная боль — это своего рода расплата. не случайно голова перестает болеть, когда прокуратор понимает, что правильно разрешил ту или иную проблему.
после гибели иешуа понтий пилат задумывается над тем, что должен был бы пожертвовать своей карьерой, чтобы спасти бродячего философа. но сделать уже ничего нельзя. трусость прокуратора оказалась главной причиной трагедии. понтий пилат идет против своей совести, совершает жестокий поступок, обрекая на гибель невинного человека.
тема трусости так или иначе затрагивает и мастера. он создает удивительное произведение об иисусе христе и понтии пилате. но, увы, религиозная тематика в обществе запрещена. и у мастера не хватает сил, чтобы защитить, отстоять свое творение. по сути своей, мастеру не хватает смелости, он добровольно сдается, отправляется в сумасшедший дом, когда после ареста видит, что его квартира занята. мастер повинен в грехе трусости. он совершает предательство по отношению к себе самому, сжигает роман. можно ли сравнить трусость мастера и понтия пилата. ведь по существу оба этих человека больше всего боялись наказания со стороны власть имущих. но что теряли эти люди? ведь понтий пилат совсем не боится смерти, готов отравиться. но в то же время одно упоминание об императоре вызывает у него сильнейший страх. мастер боится не за себя, а за маргариту, которую любит больше всего.
в финале романа раскаявшийся понтий пилат оказывается достойным света. а мастер вознагражден только покоем. он не сожалеет о том, что сжег роман, не видит своего греха. и поэтому он оказывается недостоин рая.