легендарный роман а.с. пушкина «капитанская дочка», в первую очередь, рассматривает проблематику чести, достоинства и человеческой добродетели. чтобы глубже проникнуть в сущность людей и дать читателю больше возможностей наблюдать за эволюцией характера героев, автор помещает их во времена восстания пугачева. пушкин сталкивает между собой двух главных героев романа — гринева и швабрина.
на первый взгляд, у этих молодых людей много общего. оба они дворянского происхождения, оба получили неплохое образование, интересуются поэзией. им даже нравится одна девушка — маша миронова. но на этом их сходство заканчивается. гринев попал в крепость потому, что его отец хотел чтобы сын «понюхал пороху», стал офицером. швабрина же сослали в белогорскую крепость за убийство поручика.
любовь к маше мироновой стала тем камнем преткновения, о который разбилась возможная дружба молодых людей. с этого момента характеры героев начинают раскрываться все больше и больше. маша отказала швабрину, и его гнилое нутро начало проявляться во всей красе. швабрин стал распускать о маше дурные слухи, не гнушаясь после этого садиться за стол с ее семьей. также он пытался выставить гринева в ее глазах дураком, критикуя его стихи и насмехаясь над ними.
петр, оскорбленный в своих чувствах, вызывает швабрина на дуэль, где негодяй пытался напасть на него со спины. после дуэли швабрин написал родителям гринева порочащее его письмо, в надежде на то, что это может расстроить их отношения с машей.
в полной же мере характеры героев раскрываются в момент, когда пугачев захватывает крепость. швабрин сразу же переметнулся на сторону агрессора, в то время как гринев отказался служить пугачеву даже под страхом смерти. казалось, смерть петра была неотвратима, но он был великодушно помилован за щедро гриневым пугачеву шинель и чарку вина.
но и на этом швабрин не останавливается. оставшись в крепости один на один с машей, алексей иванович пытается принудить ее к браку, пользуясь своим высоким положением при новой власти. маше повезло, что любящий ее гринев сумел получить уважение пугачева, который ему освободить ее из цепких рук негодяя.
красной нитью через весь роман проходит идея духовного роста нашего героя. образ швабрина прекрасно оттеняет этот рост, без этого героя он был бы не так заметен.
своим романом александр сергеевич наверняка хотел показать, что человек чести, сохранивший достоинство и веру в свои идеалы, может преодолеть любые трудности. а человек, не сумевший противостоять своим низменным инстинктам, может потерять не только свободу или жизнь, но самую свою суть, душу, как бы высоко он ни взобрался. и это самый ужасный конец.
Динамичное развитие повести И. С. Тургенева «Ася» подводит нас к сцене свидания героини с господином Н. Н. Сцена свидания — образ тургеневского психологизма. По мнению писателя, «поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления — в их расцвете и увядании» .
Подобно пушкинской Татьяне свидание назначает сама Ася. Как и Татьяна, она первой признается своему избраннику в любви. Духовный мир пушкинской героини и Аси совпадает: «А я хотела бы быть Татьяной.. . ». В повести мы видим еще немало упоминаний, которые связывают тургеневскую повесть с пушкинским романом. Слегка изменяя строки из «Евгения Онегина» Ася читает: «Где нынче крест и тень ветвей Над бедной матерью моей!» .
Ася — олицетворение типично русского женского характера. Для Аси господин Н. — герой возвышенной мечты, необычный, исключительный человек. Взрослый и рассудительный Гагин, ее брат, с удивлением замечает, обращаясь к господину Н. : «Вы очень милый человек.. . но почему она вас так полюбила, этого я, признаюсь, не понимаю» .
Ася — девушка с чистым и искренним сердцем, «у ней ни одно чувство не бывает вполовину» . По словам Гагина, чувство Аси к господину Н. Н. «неожиданно и так же неотразимо, как гроза» . Ее чувство свободно, его трудно сдержать: «Если бы мы с вами были птицы, — как бы мы взвились, как бы полетели... »
Свидание Н. Н. и Аси происходит в маленькой, довольно темной комнатке, в домике вдовы бургомистра, фрау Луизе. В этой сцене наиболее ясно видна психологическая несовместимость Н. Н. и Аси. Немногословные реплики героини говорят о ее робости, стыдливости и покорности судьбе. Слова ее едва слышны в темноте комнаты.
Господин Н. Н. , напротив, проявляя инициативу в диалоге, многословен, свою неготовность к ответному чувству, не отдаться любви, он скрывает за упреками и громкими восклицаниями.
ответное чувство то ли волею случая, то ли роковой предопределенностью судьбы воспламеняется в нашем герое позднее, но ничего уже нельзя изменить. Н. Н. сам признается в этом: «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви.. . оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее.. . но тогда уже было поздно» .
Автор осуждает своего героя. Да и сам господин Н. с сарказмом говорит о своем решении быть счастливым «завтра» : «У счастья нет завтрашнего дня...» .
Сцена свидания, в которой мы в последний раз встречаемся с главной героиней повести, окончательно проясняет, насколько сложен и противоречив характер Аси. За короткое время свидания она испытывает целую гамму чувств — робость, вспышку счастья, полную самоотдачу («Ваша она чуть слышно») , стыд и отчаяние. Мы понимаем, насколько она сильна характером, что смогла сама прекратить мучительную сцену и, победив свою слабость, «с быстротою молнии» исчезла, оставив господина Н. Н. в полной растерянности.
Композиция в художестве — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиция в литературе — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения. Композиция в музыке— категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения. Композиция в архитектуре — расположение частей и форм здания или комплекса и соотношение их между собой и с целым.
ответ:
легендарный роман а.с. пушкина «капитанская дочка», в первую очередь, рассматривает проблематику чести, достоинства и человеческой добродетели. чтобы глубже проникнуть в сущность людей и дать читателю больше возможностей наблюдать за эволюцией характера героев, автор помещает их во времена восстания пугачева. пушкин сталкивает между собой двух главных героев романа — гринева и швабрина.
на первый взгляд, у этих молодых людей много общего. оба они дворянского происхождения, оба получили неплохое образование, интересуются поэзией. им даже нравится одна девушка — маша миронова. но на этом их сходство заканчивается. гринев попал в крепость потому, что его отец хотел чтобы сын «понюхал пороху», стал офицером. швабрина же сослали в белогорскую крепость за убийство поручика.
любовь к маше мироновой стала тем камнем преткновения, о который разбилась возможная дружба молодых людей. с этого момента характеры героев начинают раскрываться все больше и больше. маша отказала швабрину, и его гнилое нутро начало проявляться во всей красе. швабрин стал распускать о маше дурные слухи, не гнушаясь после этого садиться за стол с ее семьей. также он пытался выставить гринева в ее глазах дураком, критикуя его стихи и насмехаясь над ними.
петр, оскорбленный в своих чувствах, вызывает швабрина на дуэль, где негодяй пытался напасть на него со спины. после дуэли швабрин написал родителям гринева порочащее его письмо, в надежде на то, что это может расстроить их отношения с машей.
в полной же мере характеры героев раскрываются в момент, когда пугачев захватывает крепость. швабрин сразу же переметнулся на сторону агрессора, в то время как гринев отказался служить пугачеву даже под страхом смерти. казалось, смерть петра была неотвратима, но он был великодушно помилован за щедро гриневым пугачеву шинель и чарку вина.
но и на этом швабрин не останавливается. оставшись в крепости один на один с машей, алексей иванович пытается принудить ее к браку, пользуясь своим высоким положением при новой власти. маше повезло, что любящий ее гринев сумел получить уважение пугачева, который ему освободить ее из цепких рук негодяя.
красной нитью через весь роман проходит идея духовного роста нашего героя. образ швабрина прекрасно оттеняет этот рост, без этого героя он был бы не так заметен.
своим романом александр сергеевич наверняка хотел показать, что человек чести, сохранивший достоинство и веру в свои идеалы, может преодолеть любые трудности. а человек, не сумевший противостоять своим низменным инстинктам, может потерять не только свободу или жизнь, но самую свою суть, душу, как бы высоко он ни взобрался. и это самый ужасный конец.