творчество фета знаменует новый этап в развитии поэзии.
хотелось бы назвать основные темы лирики фета:
1.греза чувств - это стихи, где чувства не созревает до ясности, и поэт не хочет до нее довести.(«шепот, робкое дыханье…»)
2.лирика природы. фет чувствовал единство природы и человека, оно обусловлено божественной сущностью («уснуло озеро»)
3.мотивы любви. фет не показывает героиню, как неповторимую личность. его интересуют лишь переживания («сияла ночь. луной был полон сад…»)
4.осмысление бытия и о творчестве (философской лирика). фет поэт- импрессионист, поэт остановленных мгновений.
в основе фетовской поэтики - особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы(цикл «весна», «лето», «осень», «снега», «гадания», «вечера и ночи», «море»).описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя. в этих стихах «жизнь души» обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой, преломившись через «магический кристалл» человеческого восприятия.
фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений. он стремится слиться с запредельным. только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. но это запредельное человека ведет природа. растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. самый счастливый миг для него - ощущение полного слияния с природой:
целый день спят ночные цветы,
но лишь солнце за рощу зайдет,
раскрываются тихо листы,
и я слышу, как сердце цветет.
цветение сердца- символ духовного соединения с природой(причем такого соединения, которое происходит, как эстетическое переживание). чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». человек начинает говорить на прекрасном языке природы:
но безмолвствует, пышно чиста,
молодая владычица сада:
только песне нужна красота,
красоте же и песен не надо.
в известном стихотворении «шепот, робкое дыханье…» состояние человека развивается параллельно состоянию природы:
шепот, робкое дыханье,
трели соловья,
серебро и колыханье
сонного ручья…
в стихотворении нет ни одного глагола, и все-таки оно наполнено движением. отрывочные образы (жизнь сердца, жизнь природы) складываются, как стеклышки мозаики, в единую картину:
свет ночной, ночные тени,
тени без конца,
ряд волшебных изменений
милого лица…
фет не описывает целостную картину, а дает несколько точных мазков, с тем чтобы «смешение красок» в единый «тон» произошло в воображении читателя. здесь хорошо просматривается импрессионизм в лирике фета (фет- поэт остановленных мгновений). фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. ключевые образы лирики фета - «роза» и «соловей». «пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». это символ света любви, восхода новой жизни - высшее выражение душевного подъема.
в стихотворении «сияла ночь. луной был полон сад…» соединены две основные темы фета: любовь и искусство (музыка)- самое прекрасное в человеческой жизни. звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа. ( н- л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.
сияла ночь.
луной был полон сад. лежали
лучи у наших ног в гостиной без огней.
стихотворение можно сравнить с пушкинским «я помню чудное мгновение…». так же как и у пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. правда, у фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: «и много лет прошло томительных и скучных». последние четыре строки - это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. у фета финал значим. выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:
а жизни нет конца, и цели нет иной,
как только веровать в звуки,
тебя любить, обнять и плакать над тобой!
фета называют певцом красоты. он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. в его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. даже будучи старым, он писал о звездах, розах, «трелях соловья».
нажми, чтобы рассказать другим, насколько ответ полезен
в комедии а. с. грибоедова «горе от ума» показана борьба дворянского общества с новым, прогрессивным поколением людей, которые хотят жить честно и достойно.
столкновение «века минувшего» с его меркантильными интересами и «века нынешнего» с его новыми на жизнь разделило героев произведения на два лагеря. но есть персонажи, которых нельзя однозначно отнести ни к первой, ни ко второй группе. так, например, на рубеже двух поколений стоит софья фамусова, которая достаточно умна для уходящего века, но все же была воспитана в «фамусовском обществе».
с одной стороны, девушка умеет искренне любить, переживать эмоции, обладает невероятной смелостью и решительностью. софья любит проводить время за чтением, даже ее отец, который считает это дело глупым и бессмысленным, подчеркивает, что «ей сна нет от французских книг» и то, что «все по-французски вслух читает запершись». она не боится мнения общества. в отличие от молчалина, для которого «злые языки страшнее пистолета», софья привыкла слушать сердце: «что мне молва? кто хочет, так и судит».
несмотря на то, что во многом взгляды на жизнь софьи отличаются от принципов дворян, девушка выросла и воспитывалась в «фамусовском обществе», которое, безусловно, повлияло на нее. главной ошибкой героини стало то, что она решила связать свою жизнь с ярким представителем «века минувшего» – молчалиным.
умная от природы, смелая девушка с прогрессивными на жизнь становится заложницей и общества, в котором выросла, и любви к человеку, который ее не достоин. в один момент образ героя молчалина, который софья нарисовала себе, разбивается, а вместе с ним и борьба, которую девушка вела за свою любовь, становится напрасной. образ софьи достаточно сложен и противоречив, но в тоже время – это один из самых трагичных образов комедии.