Хронологическая таблица
Около XV в. до н. э. Отпочкование праславянских племен от индоевропейского массива.
VIII-III вв. до н. э. Скифы в Причерноморье.
VI в. до н. э. Создание греческих колоний на Черном море (Ольвия, Пантикапей и др.).
VI-IV вв. до н. э. Сложение праславянских ("сколотских") племенных союзов ("царств") в Среднем Поднепровье, в восточной части славянской прародины.
512 г. до н. э. Война скифских (и соседних с ними) племен с персидским царем Дарием Гистаспом.
V в. до н. э. Путешествие Геродота к скифам и их соседям. Начало оживленной торговли Среднего Поднепровья с Грецией.
III в. до н. э. Продвижение сарматских племен на Днепр. Основание Неаполя Скифского в Крыму.
109 г. н. э. Окончание завоевания Дакии Римом. Установка памятника победы императором Траяном ("Тропа Трояня" в "Слове о полку Игореве"). Возобновление торговых связей славян с греко-римскими городами.
IV в. н. э. Вторжение гуннов в Восточную Европу.
375 г. Войны славян с готами. Уход готов под давлением гуннов на Балканы.
V в. н. э. Гуннский племенной союз под властью Аттилы.
VI в. Великое расселение славян. Проникновение славян ("антов" и "славинов") на Балканы. Появление авар в Восточной Европе. Первое упоминание народа "Рос".
VII в. Завоевание Закавказья и Средней Азии арабами. Образование Хазарского каганата.
737 г. Поход арабского полководца Марвана на Хазарию.
Начало IX в. Образование ядра Киевской Руси.
IX в. Вторжение мадьяр в южнорусские степи и уход их на Дунай.
860 г. Первый поход русов на Константинополь.
860-е гг. Принятие христианства частью русов.
Конец века. Появление скандинавских отрядов (варягов) в Киевской Руси.
911 г. Поход Олега на Царьград.
915 г. Поход печенегов на Русь.
920 г. Поход Игоря на печенегов.
921 г. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу.
945 г. Смерть Игоря.
945-969 гт. Княжение Ольги. 965 г. Разгром Хазарии Святославом. 969-972 гг. Святослав Игоревич – киевский князь. 980-1015 гг. Княжение Владимира Святославича. 988 г. Принятие христианства на Руси. 1019-1054 гг. Княжение Ярослава Мудрого. 1015 г. Восстание против варягов в Новгороде. Устав Ярослава Мудрого.
1015-1024 гг. Усобица сыновей Владимира I.
1036 г. Постройка собора в Чернигове.
1037 г. Постройка Софийского собора в Киеве.
1060-1070 гг. Крестьянские восстания на севере Руси.
1068 г. Нападение половцев на Русь. Восстание в Киеве.
1078-1093 гг. Княжение Всеволода Ярославича.
1095 г. Разгром половецкого хана Тугоркана.
1103 г. Долобский съезд князей.
1111 г. Поход русских князей против половцев на Донец.
Начало XII в. Пространная Русская Правда.
Около 1113 г. Летопись Нестора.
1113 г. Восстание в Киеве.
1113-1125 гг. Княжение Владимира Мономаха в Киеве.
1125-1132 гг. Княжение Мстислава Владимировича в Киеве.
1136 г. Восстание в Новгороде. Образование отдельных русских княжеств.
1146-1154 гг. Княжение в Киеве Изяслава Мстиславича.
1147 г. Первое упоминание Москвы.
1152-1187 гг. Княжение Ярослава Осмомысла в Галиче.
1156-1174 гг. Княжение Андрея Боголюбского во Владимире Суздальском.
1157 г. Смерть Юрия Долгорукого.
1170-1180 гг. Новый половецкий натиск на Русь.
1177-1212 гг. Княжение Всеволода Большое Гнездо.
1180-1194 гг. Княжение Святослава Всеволодича в Киеве.
1183 г. Объединенный поход русских князей на хана Кобяка.
1185 г. Поход Игоря Святославича против половцев, поход Кончака и Гзака на Русь.
1185 г. Создание "Слова о полку Игореве".
1209 г. Восстание в Новгороде.
1216 г. Липицкая битва.
1219-1221 гг. Завоевание Средней Азии татаро-монголами.
1223 г. Битва русских с татаро-монголами на р. Калке.
1237-1241 гг. Нашествие Батыя на Русь.
Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, с которым я познакомился еще в детстве, было стихотворение “Парус”. Еще в те годы оно произвело на меня большое впечатление своей образностью, поэтической красотой, глубокими переживаниями, чувствами и мыслями, отраженными в нем. Шло время, я читал и читал Лермонтова, но все-таки не встречал стихотворения, которое пришлось бы по душе больше, чем “Парус”. (Близки к нему “Горные вершины”, но это перевод из Гете.)
Продолжает оно восхищать меня и сейчас своей лаконичностью и точностью, правдивым и впечатляющим образом, мелодичностью и скрытым в нем раздумьем, тоской, грустью. В отличие от других стихов Лермонтова (“Бородино”, “Смерть поэта”, “Дума”) оно невелико — в нем всего три четверостишия. Но от всех этих больших и слегка неуклюжих стихов веет духом публицистики, и хотя я не собираюсь оспаривать их поэтические достоинства (они бесспорны), меня они трогают меньше. Может быть, потому, что мои стихи, которые я пишу сейчас, больше созвучны не зрелым стихотворным раздумьям Лермонтова, а юношескому “Парусу”.
Прежде всего — образ. В этом стихотворении он слит с описанием паруса и гармонией, спокойной и мечтательной гармонией стиха. Мы как бы представляем себе картину, которую рисует поэт. Но это не просто картина, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как зеркале, душу поэта, и парус — это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. И ближе становится смысл: в сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе.
Наиболее точные эпитеты — “одинокий” и “мятежный”. Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, “просит бури”, и никакие “золотые лучи солнца” и “лазурные струи” не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он “счастия не ищет”, ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу.
Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лермонтова. Только две его вещи так взволновали меня: “Мцыри” и “Парус”. Вряд ли можно найти что-то более прекрасное в поэтическом наследии поэта.
Объяснение: