Вера поэта в народ, в его духовные силы так сильно заражает читателя потому, что она основана на изучении и глубоком понимании народной жизни, а не на идеализации народа.
Одно из самых сильных стихотворений Некрасова о народе - Железная дорога. Событие, подсказавшее сюжет стихотворения,- строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году. Однако стихотворение отразило более широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации народа. Граф Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения, не задумываясь, губил крестьянские жизни, чтобы быстрее закончить строительство Николаевской железной дороги. Такое отношение к народу было свойственно огромному числу дельцов-промышленников и царских чиновников.
Стихотворению предшествует подчеркнуто прозаический эпиграф- запись вагонного разговора, случайно услышанного поэтом:
Ваня (в кучерском армячке). Папаша! Кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Здесь каждая деталь многозначительна. Пальто на красной подкладке носили только генералы. А кучерский армячок - свидетельство генеральского народолюбия. Генерал, очевидно, не прочь щегольнуть своим пристрастием к простому мужичку.
Изображение поздней русской осени, которым начинается стихотворение, вызывает в памяти пушкинские стихи: Унылая пора!
Очей очарованье! И у Некрасова с первых строк чувствуется очарованность осенней природой, возникает настроение свежести, душевного подъема. Да, Некрасов, бесспорно, следует за Пушкиным. Но нельзя не заметить в осеннем пейзаже примет именно некрасовского стиля:
Славная осень. Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит...
Немногие слова, свойственные крестьянской речи, но не нарушающие литературных норм,- ядреный, студеной - придают стихотворению народную окраску, вызывают ощущение народного взгляда на мир.
Этому и ритм стихотворения: трехстопный стих, обычный в крестьянской лирике. Вы уже встречали у Некрасова наряду с ямбом и хореем варианты трехсложных размеров: амфибрахий - ударение на втором слоге:
Опять я в деревне, Хожу на охоту...
Крестьянские дети;
анапест - ударение на третьем слоге:
Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Размышления...
В Железной дороге применен дактиль - ударение на первом слоге:
Все хорошо под сиянием лунным...
Ритм стихотворения здесь так естественно сочетается с содержанием, словно слышишь перестук вагонных колес: та-та-та, та-та-та...
Некрасов вообще мастерски пользуется звукописью. В первой строфе стихотворения скопились звонкие, раскатистые р, создающие своеобразный аккомпанемент бодрым, радостным интонациям
А далее повторяются гласные у и ю вообразить стремительное движение поезда, может быть, даже свист встречного ветра, паровозный гудок...
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Центральная часть стихотворения - разговор поэта с генеральским сыном Ваней. Поэт хочет, чтобы молодое поколение, в каких условиях оно ни вырастало, поняло величие народного труда, трагизм народной судьбы, осознало бы и свой долг перед народом. Сила художественной фантазии воскрешает строителей, по чьим костям пролегла
Получилось абсолютно не так, крепостное право попросту отменили, а счастья вместе со свободой так и не вышло. После этого, поэт реально осознал, что это очень долгий процесс в истории и до его конечного результата, даже молодое поколение не доживет. Поэт пессимистичен, но смотрит прагматично. В этом произведении народ изображен с 2-ух сторон, с одной стороны великий труженик, который по своим делам заслуживает уважения со всех сторон, но с другой стороны - это терпеливый раб и его остается только жалеть, не оскорбляя жалостью. Некрасов сомневается в светлом будущем, так как народ очень покорен и не желает что-либо менять.
В людском обществе масса противоречий и драматичных столкновений. Для рассказов о тяжести подвига труда народа, поэт описывает сон одного из тех, кто участвует в повествовании. Сон Вани является не просто условным приемом, это реальное состояние парня. В его тревожном воображении, рассказ о том, как страдают строители дороги рождает картины напоминающие фантастику с мертвецами, которые оживают под сиянием луны. В сонной картине труд - страдание небывалое, это подвиг, который осознает сам народ. Не обошлось без патетики и иронии со стороны Николая Алексеевича, который славится этим в своих произведениях.