Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» была написана по материалам о крестьянском восстании Емельяна Пугачева. Это восстание датируется XVIII веком. Поэт изучил множество различных документов и описаний этого знаменитого восстания, работал в архивах.
Рассказ в произведении ведётся от имени молодого дворянина Петра Гринёва, который рассказывает о событиях из своей жизни. Мне понравился этот герой. Гринёв – смелый, честный и порядочный человек. Даже находясь в смертельной опасности, он не уронил своей чести, не пошёл на подлость и предательство. Он был довольно молод, но сумел, не смотря ни на что, сохранить достоинство, держал своё слово и ещё другим людям (к примеру, Маше).
Образ Пугачёва показан автором не совсем так, как было принято в его времена. В повести рассказывается о злодеяниях, жестокостях, которые совершались по приказу Пугачёва, но всё-таки этот человек описан Пушкиным с нескрываемой симпатией. Емельян Иванович во многом очень Петруше Гринёву, отплатив ему добром за добро, и тот оценил эту
Главной героиней данного произведения является дочь капитана Миронова, Маша. Я думаю, она во многом схожа с двумя другими пушкинскими героинями – Татьяной и Ольгой Лариными. Её внешность по описанию напоминает внешность Ольги. У неё круглое лицо, светлые волосы, на щеках – румянец. А вот по характеру Маша больше похожа на Татьяну. Она скромна, верна на настоящую любовь и смелый поступок. В целом у неё такой же по-настоящему русский характер, как у Татьяны Лариной.
Персонажи «Капитанской дочки» изображаются Пушкиным очень талантливо. Исторические события, увлекательный и драматичный сюжет, счастливый финал – всё это делает произведение привлекательным в глазах читателей.
Повесть А. С. Пушкина называется "Капитанская дочка", но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и Пугачева, который своими поступками стал своеобразным "проявителем" подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших — Гринева.
Пугачев в "Капитанской дочке" похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют. Он — то ли беглый каторжник, то ли пропойца ("заложил тулуп у целовальника", то есть за водку). Но "огненные глаза", притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души — обо всем этом мы узнаем после).
Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе. Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. С истинно царской, сказочной широтой души он говорит: "Казнить так казнить, миловать так миловать". И отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области.
Пугачев, однако, лукав и умён, он знает своих людей и часто "работает на публику", как бы играя роль царя, как его представляют себе простые люди. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным — это и расчет, и радостная игра во власть. Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым.
Пугачев Пушкина — отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа. Русская история полна легенд о "подлинном царе", о царе от смерти, настоящем, "правильном" царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель.
Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до казни плененного бунтовщика. В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. "Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу". Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: "Еме-ля! Емеля! — думал я с досады, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать".