На уроках мы познакомились с повестью а.с. пушкина "капитанская дочка". перед произведением помещен эпиграф: "береги честь смолоду". я не раз слышала эту пословицу, но поняла ее смысл только сейчас, размышляя над прочитанным, сравнивая двух героев, гринева и швабрина. это молодые офицеры, присланные для прохождения службы в белогорскую крепость. сначала я решила, что оба они отрицательные герои. автор пишет, что швабрин сослан в крепость из-за участия в дуэли. и гринев с самых первых страниц повести произвел на меня плохое впечатление. он не -то хотел учиться, кое-как умел читать по-французски, мечтал вести веселую жизнь в петербурге, служа в гвардии. по дороге в белогорскую крепость гринев пил, играл в бильярд. только в крепости он предстал передо мною совсем другим человеком. вот петр защищает честь любимой девушки, вызывая швабрина на дуэль. его не остановило то, что он может погибнуть. это дело чести - защитить имя любимой. а впереди гринева ждет еще более суровое испытание. крепость занимает пугачев. швабрин переходит на сторону мятежников (не из-за идейных убеждёний, конечно, а, желая сохранить себе жизнь), а петр гринев, испытывая симпатию к пугачеву, отказывается служить у него даже под виселицей. "я присягал государыне - императрице, тебе служить не могу". эта сцена хорошо раскрывает смысл пословицы. швабрин запятнал свою честь, став предателем. гринев показал себя мужественным, умеющим держать слово, отстаивать свои убеждения. и, наконец, еще один поступок петра гринева, , что он порядочный человек, его поездка в лагерь мятежников, чтобы спасти машу. этот эпизод мне сделать вывод, что для гринева честь - это не только верность императрице, это благородство, умение любить, способность отвечать за свои поступки, готовность к самопожертвованию. достойно выходя из сложных жизненных ситуаций, гринев доказал, что он - человек чести.
Вцентре «тараса бульбы» — героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. никогда еще в так полно и ярко не изображались размах и раздолье народной жизни. каждый из героев повести, сколь бы он ни был индивидуален и своеобразен, чувствует себя составной частью народной жизни. в беспредельной слиянности личных интересов человека с интересами общенародными — идейный пафос этого произведения. подлинно эпического размаха достигает изображение гоголем запорожской сечи — этого гнезда, «откуда вылетают все те гордые и крепкие как львы! . откуда разливаются воля и казачество на всю украину». созданный художником поэтический образ сечи неотделим от ярких могучих характеров, ее населяющих. с сочувствием и симпатией рисует гоголь картину общественного устройства сечи с характерной для нее атмосферой демократии и своеволия, суровой дисциплины и анархии, с ее «немногосложною » и системой, в которой «юношество воспитывалось и образовывалось. опытом». весь бытовой и нравственный уклад сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. отношения между кошевым и казаками основаны на принципах гуманности и справедливости. власть кошевого отнюдь не влечет за собой необходимости слепого повиновения ему. он не столько хозяин общества, сколько его слуга. он руководит казаками на войне, но обязан выполнять все их требования в мирное время. любой из запорожцев мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещен. узнав от гонца о набеге врагов на сечь, казаки собрались на совет: «все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, но совещаться, как ровные между собою». запорожская сечь в изображении гоголя — это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем