первоначально роман должен был начинаться с описания мятежа генерала корнилова, но вскоре автор признается: «я почувствовал: что-то у меня не получается».
начать с семьи было новой гениальной находкой молодого писателя. этой автор отвечал на вопросы, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации так, а не иначе. семья – носительница того, что мы называем культурой. поэтому в центре внимания шолохова разные поколения семьи мелеховых.
в семье мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме. пусть его поступки круты, тон решителен и непреклонен, члены семьи сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий григорий.
качества характера пантелея прокофьевича: ум, чувство достоинства, верность казацким обычаям, труженичество, честность, смекалка, жажда независимости, суровость, нежное отношение к внукам. и в то же время враждебность и презрение к иным обычаям, иногородним «хохлам», собственничество, граничащее со скопидомством, жестокость по отношению к чужакам.
ильинична и наталья: верность в , терпение, чадолюбие, жалость к слабому, поддерживание родственных отношений, готовность на самопожертвование ради детей и семьи.
одной из очаровательных и в то же время сложных героинь является дарья. о её происхождении нам ничего не известно. сама героиня в конце романа говорит: «у меня ни сзади, ни спереди никого нет».
воплощением женственности и страсти в романе является аксинья. мы по-разному относимся к этой героине. кто-то ею восторгается, а кто-то осуждает за то, что она способствовала разрушению семьи григория, но привлекательность таких натур состоит в противоречивости характера.
наверное, самым светлым, незапятнанным в романе шолохова является образ дуняшки. именно ей автор отводит роль хранительницы семейного очага, доверив детей григория.
одной из ценностей в системе казацкого уклада, показанной в романе, является материнство.
обратите внимание на интересную параллель в романе: дети являются мерилом жизненности самих героинь.
не имея, в сущности детей, дарья быстро умирает как женщина. отсутствие детей становится «господним наказанием».
аксинья родила дитя от степана, но и здесь примечательно кратко: «…ребёнок умер, не дожив и до года». от григория родила танюшку, она стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. но любовь к ребенку лишь была продолжением любви к григорию. как бы то ни было, ребёнок тоже умирает около полутора лет от роду. детей григория взяла после смерти натальи к себе. «они охотно называли её мамой», но она оставляет их, когда уезжает с григорием, и гибнет от пули, не оставив после себя никого.
наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для неё злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею.
шолохов приходит к выводу, что смерть женщины – это зло, беда, это смерть семьи
крушение семьи как основной ячейки общества проницательно уловил автор романа в народной среде.
на долю шолохова выпало описать, как был уничтожен этот старый, веками складывавшийся уклад казачьей жизни, столь дорогой его сердцу. разрушена крепкая и большая семья мелеховых. кто в этом виноват? никто не ответит на этот вопрос, не отвечает на него и шолохов. но он заставляет нас задуматься над тем, что могут сотворить люди сами с собой, когда перестают думать друг о друге и не хотят заглянуть вперед, чтобы предвидеть и осознать следствия своих поступков.
Объяснение:
Какие мировоззренческие проблемы поднимает А.С Грибоедов в комедии "Горе от ума"
Прежде, чем затрагивать мировоззренческие проблемы в комедии А.С Грибоедова "Горе от ума" , следует понять сущность понятия "мировоззрение". Если говорить понятным для всех людей языком, то мировоззрение - это система взглядов на мир, но, также, мировоззрение - это система жизненных ценностей,знаний которые формируются в течении всей жизни. То есть, можно сказать, что мировоззрение - это духовный мир человека.
Поняв, что такое мировоззрение, не трудно догадаться, какие проблемы бывают в людской жизни мировоззренческие проблемы. Например, проблема добра и зла, проблема любви, проблема смысла и содержания жизни, проблема отношения к образованию, к службе и многие другие. Прочитав комедию А.С Грибоедова "Горе от ума", я заметил, что А.С Грибоедов поднимает в своей комедии немало мировоззренческих проблем, которые я сейчас опишу.
Время действия комедии "Горе от ума" примерно 1815-1824 года, в это время главным идеалом русского человека должен быть человек с высоким званием, многообразием чинов, а также человек богатый и властный. Многие добиваются чинов нечестными путями. Сам Чацкий никогда не служил и объясняет это так: "Служить бы рад, прислуживаться тошно.". Всё это категорически не нравится "веку минувшему" в лице Фамусова, гостей на балу, Молчалина и Скалозуба. Сами же представители "века минувшего" относятся к службе превыше всего: " Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.".
Проблема смысла и содержания жизни - одна из самых основных мировоззренческих проблем в комедии Грибоедова. Чацкому не нравится то, как проводит время и относится к
времяпрепровождению "фамусовское общество" : "Вчера был бал, а завтра будет два. Тот свататься - успел, а тот дал промах. Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.". Исходя из монолога Чацкого, видно, что жизнь "фамусовского общества" однообразна и скучна - каждый день похож один на другой, но им нравится, как они проводят время.
В "Александровское время" считалось, что учиться - это занятие неправильное, а лучше сразу отдать свой долг Отечеству. Сам Фамусов придерживается такому правилу: " Ученье - вот чума, учёность - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений." Но Чацкий считает иначе: "А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, в учёный комитет, который поселился и с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился?". "Фамусовское окружение" относится к таким людям, как Чацкий, с презрением. Например, внук старухи Хлестовой - князь Фёдор, который "чинов не хочет знать".
Как и во многих комедиях, в творении Грибоедова самой центральной мировоззренческой проблемой является проблема любви. По приезду в Москву, Чацкий сразу же встречает любовь своего детства - Софью Фамусову, но обнаруживает то, что Софья не очень сильно ему рада и заподазривает её в том, что она любит Молчалина. Сама же Софья объясняет о своих отношениях с Молчалиным так: "Я не старалась,бог нас свёл.". Сам же Чацкий не верит, что Софья выбрала себе в избранники Молчалина : "Муж - мальчик, муж - слуга, из жениных пажей,высокий идеал московских всех мужей.". Развязка конфликта между Чацким и Молчалиным наступает тогда, когда Чацкий узнаёт о том, что Софья любит Молчалина. Он не видит больше в Софье свою любовь и немедленно уезжает из Москвы.