Постепенно после пожара и монголо-татарского разорения восстала из пепла и обугленная Москва. В ней закипела трудовая жизнь.
Укрепилась сила ее князей. И вскоре стало ясно, что именно Москва возвышается над всеми, сильнее и краше всех, именно она начинает объединять Русь.
Около Москвы сложились особенно благоприятные условия для восстановления и развития хозяйства. Тут был старый центр пашенного земледелия. Местные жители были опытны в пахоте земли, издавна ковали железо, умело выделывали кожаные и гончарные изделия, накопили опыт в строительном деле. Как ни тяжело было отстраивать города после разорения и пожаров, все-таки тут было легче, чем в других местах.
Москва была более надежным местом для жизни в то тяжелое время. Коннице врага было трудно добраться до города, окруженного лесами. Соседние княжества - Рязанское, Нижегородское и другие - защищали Москву от вражеских набегов, принимали на себя первый удар. Поэтому крестьяне отовсюду приходили в Московское княжество и тут селились. Здесь скопилось больше трудового народа, можно было успешнее работать, хозяйство укреплялось.
Харлампий Диогенович пользовался большим уважением. Он никогда не повышал голос на своих учеников, не грозился им тем, что вызовет родителей. Однако на его уроках ребята всегда вели себя тихо и дисциплинированно. Всё дело в том, что учитель мог легко использовать смех, с которого он показывал насколько нелепо или недостойно поведение ученика.
Харлампий Диогенович не только давал прекрасные знания по своему предмету, но и постоянно рассказывал своим подопечным что-нибудь поучительное из мифологии, расширяя их кругозор. Учитель был греком по происхождению, хоть и носил русское имя. В его отчестве как раз есть отсылка к Древней Греции – Диогенович напоминает о философе Диогене.
Объяснение: