«Преданья старины глубокой! » (В. А. Жуковский «Светлана» ) В. А. Жуковский вошел в историю русской литературы прежде всего как автор . Жанр появился в русской литературе задолго до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Среди Жуковского особое место занимает цикл о любви: «Людмила» , «Светлана» , «Леонора» , «Алина и Альсим» , «Эль-вина и Эдвин» , «Эолова арфа» , «Рыцарь Тогенбург» , где господствует тон меланхолической любви и наслаждения печалью. В «Светлана» Жуковский воскрешает старинный мотив народных исторических и лирических песен: девушка ждет милого друга с войны. Сюжет разлуки влюбленных очень важен, потому что в нем живет народная мораль, принимающая часто религиозную форму. В этой Жуковский предпринял удачную попытку соединить чувства героини с национальной историей, с бытом, обычаями и преданиями русского народа. По такому же пути пошел затем и Пушкин, сравнивший свою любимую героиню Татьяну Ларину со Светланой и окруживший ее народными песнями, сказками, сельской природой и деревенским бытом. Весь стиль в женственном, девичьем ореоле. Героиня — очаровательная, милая Светлана — окружена такими же милыми девушками, «подружками» , «подруженьками» , как называет их автор. И все, связанное с ними, вызывает у поэта ласковое чувство: «башмачок» , «песенки» , «крещенский вечерок» . Мы попадаем в удивительный девичий мир, в котором уделено внимание и башмачку, и изумрудным серьгам, и перстню золотому, а особенно зеркалу; даже у коней, на которых приехал жених-мертвец, «поводья шелковы» , красивы. Внешние атрибуты, конечно, не самое главное, важнее в «атрибуты» внутренние: грусть о женихе, мечты, гадания, сны, слезы, внутренний трепет, разговор со своим «вещим сердцем» о будущем: Что сулишь душе моей, Радость иль кручину? не только рассказывает об одном эпизоде из жизни молоденькой девушки (гадании в крещенский вечерок о жених но и представляет ее внутренний мир: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили.. . Душевный мир героини полон колебаний: она то соглашается присоединиться к гадающим, то отказывается от крещенских игр. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть, и во сне ее попеременно одолевают страх и надежда, тревога и доверие к жениху. Ее чувства напряжены и обострены, сердце на все чутко отзывается. Богатый внутренний мир Светланы, лирическую направленность ее переживаний и раздумий автор подчеркивает вопросами и восклицаниями, в которых звучит музыка ее души. Эмоции выплескиваются через край и свидетельствуют о сложном внутреннем мире героини. Все очарование заключено именно в образе Светланы. написана в стремительном ритме, который передает торопливое движение, биение сердца, и вся погружена в своеобразный романтический фон. Белый цвет — цвет надежды и победы над злом. Источник белого цвета в — снег. Он то «валит клоками» , то «на солнышке блестит» , «вьюга под санями» , «метелица кругом» . Белизна подкрепляется образами «белого платка» , используемого во время гадания, стола, покрытого белой скатертью, «белоснежного голубка» и даже «белого полотна» , которым накрыт мертвец. Белый цвет снега ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая. Белый цвет — цвет чистоты и непорочности. Контрастный цвет в не черный, а скорее темный: «темно в зеркале» во время гадания, «темна даль» дороги, по которой мчатся кони, «одинокая, впотьмах» стоит Светлана перед избушкой. также наполнена «огоньками» -т — светом свечи, которую зажгла Светлана, начиная гадать, светом в распахнувшихся дверях церкви. В темноте «брезжит в поле огонек» из окон избушки, в страшной хижине горит свеча. В комнате, освещенной лишь одной свечой, очень страшно: Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами.. .
Это огромная победа! Из художественной литературы: "Кладовая солнца" Пришвин . Помнишь детей-сирот Настю с братом Митрашей? Как они клюкву на болоте собирали? Пришвин называл их "золотой курочкой" и "мужичком в мешочке". Они пошли на Блудово болото собирать клюкву. Поссорились и разошлись по разным тропинкам. Там много событий происходило... Но вот тебе пример : Настя набрела на большую поляну с клюквой, и от "жадности к кислой ягоде" забыла обо всем на свете, даже о брате... А когда опомнилась - заплакала. Потом она " мучилась от своей жадности". И свою жадность она победила благородным поступком - безвозмездно отдала всё эвакуированным детям, которые более нее нуждались в этих ягодах... Это была ее маленькая победа над собой.
"Дубровский" Пушкин. В начале произведения был конфликт между Кирила Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским (старшим). На псарне Дубровский- старший позволил себе высказывание, что собаки Троекурова живут лучше, чем его слуги. Псарь Троекурова ответил, что некоторому барину можно и поменять своё поместье на собачью конуру ... Андрей Дубровский оскорбился, уехал домой и написал Троекурову письмо с требованием наказания слуги и принесением извинений в свой адрес. Троекурову не понравился тон письма - он решает отобрать у Дубровского единственное имение Кистенёвку, и ему это удается.. Дубровский от горя сходит с ума.. Троекуров - имеет кучу пороков, он расточителен, самолюбив, своенравен, мстителен, избалованный властью, "позволял себе излишества", в домашнем быту страдает от обжорства и пьянства. Но победа в судебном заседании - Троекурова не радует. Кирила Петровича мучает совесть, он жалеет, что поступил так со старым товарищем. Он решается съездить к Дубровскому-старшему извиниться. Такое поведение не характерно для жестокого и равнодушного к людям Кирила Петровича. Думаю, поэтому Пушкин описывает сцену подъезда Троекурова к домику Дубровского следующим образом: ..."и противуположные чувства наполнили душу его. Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние, наконец, восторжествовали. Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние. Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа ..." На мой взгляд, в данной сцене, описывается внутренняя борьба Троекурова с самим собой, как мстительного и властолюбивого человека , и как человека знатного и благородного (сожалеющего и совестливого друга ). И, он пусть на время, победил свою "жажду мщения и властолюбие". Тоже одержал победу над самим собой Вот теперь точно всё
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет:
Там русский дух... там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...