Машина времени” — так и называется один из самых известных фантастических романов XIX века. Написан он в 1895 году, автор его — Герберт Уэллс (1866–1946). Зачем Уэллс отправляет своего героя в будущее? Уже не затем, чтобы показать читателю невероятные изобретения и неведомые возможности человеческого разума. Когда он задавал вопрос “А что если?”, его интересовало не будущее техники, а будущее человечества: а что если бы человек смог совершить путешествие во времени? Каким бы тогда он увидел будущее общество?
Возьмём один из самых известных рассказов Брэдбери — “И грянул гром”. Здесь мы снова встречаемся с машиной времени. Брэдбери продолжил игру, начатую Гербертом Уэллсом. Однако писатель не просто нажал кнопку “назад в вместо кнопки “вперёд в будущее”. Он выдвинул новую фантастическую гипотезу, поставил новый фантастический эксперимент: а что если бы человек попал в Что если бы своим появлением он что-то изменил в мире Как бы это повлияло на будущее?
Гипотеза — обоснованное предположение, с которого начинается путь к научному открытию.
Главный вопрос, на который мы должны дать ответ, заявлен в теме урока. Чтобы ответить на него, разберемся в прочитанном.
II. Аналитическая беседа по тексту, в процессе которой учитель обращается к детским рисункам (по мере необходимости).
Учитель выслушивает юных художников, сопоставляет изображения на рисунках.
1. Что заставило Экельса отправиться в
Объявление о сафари, наличие денег, желание убить динозавра.
2. Попав в джунгли, проводник Тревис объясняет Экельсу, почему нельзя сходить с Тропы. Перечитайте в тексте это место.
Поняли вы, в чем смысл теории Тревиса?
Теория Тревиса состоит в том, что, если нарушить что-то в пусть даже уничтожить самое малое: убить мышь, уничтожить растение – все это может привести к непоправимым последствиям в Будущем, к изменению хода эволюции.
3.Уверен ли Тревис в правильности своей теории?
“Покуда нам неизвестно совершенно точно, что наши вылазки во Времени для истории – гром или легкий шорох…”
4. Не вступает ли в противоречие теория Тревиса и его действия? Почему организуется сафари, если велик риск повлиять на ход событий, изменить Будущее?
Сафари для Тревиса и его сотрудников – средство заработать деньги, хотя они осторожны в обращении с Создана Тропа, шлемы служат защите от бактерий Будущего, из тела динозавра удаляются пули.
Автору необходимо отправить героев в чтобы показать, что может произойти, если забыть об ответственности перед будущим.
5. Какие требования предъявляются к человеку, желающему отправиться в
“Мы вовсе не желаем отправлять в таких, что при первом же выстреле ударяются в панику”, - говорит Тревис. От путешественников требуются смелость, хладнокровие, выдержка.
6. Соответствует ли Экельс этим требованиям?
Экельс струсил, когда увидел динозавра. Он бросил своих товарищей и сошел с Тропы, зная о последствиях такого поступка.
7. Проследите за тем, как нарастают страх и смятение Экельса. Только ли это страх перед динозавром? Чего еще боится Экельс?
Экельс был уверен, что заплатив деньги, он обеспечил и свою безопасность. Его охватил страх за свою жизнь.
8. Какие чувства автор и герои испытывают перед динозавром?
Выражает ли автор восхищение перед динозавром? Если да, то почему?
Автор и герои испытывают смешанные чувства: с одной стороны, страх перед Ящером, с другой – восторг перед “великим богом зла”, созданным природой.
9. Какие последствия повлекла за собой гибель бабочки? Почему погибает именно бабочка?
Каким образом композиция рассказа ответить на этот вопрос?
Последствия поступков Экельса ужасны: изменилась атмосфера, уровень равития человечества резко снизился (объявление с ошибками), на выборах победил диктатор Дойчер, и люди радуются этому.
Бабочка – символ хрупкости и красоты. Что же станет с миром, если из него уйдет красота?
Кольцевая композиция понять замысел автора.
10. Как вы поняли смысл финала? Почему Тревис сначала пощадил Экельса, а затем, в финале рассказа, все же убил его?
Экельс совершил преступление перед человечеством, и Тревис выносит ему смертный приговор. Поначалу проводник не был уверен в правильности своей теории, увидев, к каким последствиям для человечества привела гибель бабочки, он решается на убийство.
III. Мини-сочинение.
О чем предупреждает Р.Брэдбери читателя в рассказе “И грянул гром”?
(Зачитываются несколько работ.)
Брэдбери предупреждает, что все мы ответственны перед будущим за каждый свой поступок.
11. Почему рассказ получил такое название?
Гром - предупреждение, гром-расплата для тех, кто не думает о последствиях своих поступков, несознательно подходит к решению вопросов. Гром сопровождает появление динозавра, звучит в момент убийства Экельса.
12. Можете ли вы вспомнить, опираясь на свой жизненный опыт, факты негативного воздействия поступков человека на будущее?
Ребята говорят об экологических проблемах.
Демонстрируется видеофрагмент из фильма “Воздействие человека на окружающую среду”.
рассказ « с собачкой» был создан чеховым в 1898 году под впечатлением жизни в ялте.
тема, изложенная в произведении проста и многим читателям знакома - курортный роман и его последствия. но задумкой чехова не было изобразить пресловутый курортный роман. цель произведения лежит гораздо глубже. автор желает показать читателю (и особенно читателю того времени), как безысходность жизненной ситуации, боязнь осуждения со стороны и неспособность делать шаги к своей настоящей любви породило глухое и слепое ко всему общество.
в первой части писатель демонстрирует поведение мужчины и женщины на курорте вдали от семьи и привычного образа жизни. главный герой гуров дмитрий дмитриевич во власти соблазнительной мысли о мимолетной связи, о романе с неизвестной очаровательной женщиной. дома осталась нелюбимая надоевшая жена и трое детей. но душа, уставшая без любви, буквально требует ласки и нежности. такая же ищущая понимания и с собачкой. главная героиня даже никогда и не любила своего мужа. знакомство несвободных и несчастных в браке было предопределено.
гуров желал просто развеяться и хорошо отдохнуть. но встреча с анной сергеевной переменила его. он искренне полюбил ее, полюбил как впервые в жизни, испытав в зрелом возрасте щемящие юношеские чувства. и эта любовь озарила его вспышкой осознания всей бестолковости незаметных неинтересных дней.
чехов подводит читателей к главному постулату - любовь может все. именно поэтому его герой изменился, прозрел. он уже не прожигатель жизни, а человек, способный сострадать, быть искренним, верным.
сюжетная линия прорисована автором с филигранным искусством. вот среди гуляющих на набережной курорта появляется новое лицо - с собачкой. через несколько дней гуров с этой знакомится. после недели встреч, по словам анны сергеевны, произошло ее падение.
кажется, что «донжуан» добился чего хотел, и что за этим должно последовать. пришедшее от мужа анны сергеевны письмо с мольбой о возвращении домой прерывает приятное времяпрепровождение. вскоре и гуров уехал домой, искренне полагая, что больше он никогда ее не увидит. но герой простился не со своим очередным «приключением», а со всей прошлой жизнью, привычками и мыслями, он простился и с собой. потому то далее и предстает совершенно новым человеком.
и если поначалу возвращение домой, в москву приятно и комфортно для дмитрия дмитриевича, то потом его мысленный взор снова обращается к анне сергеевне. чувства накрывают гурова стремительно и очищают от лицемерия и равнодушия. внутренние перемены толкают его на поиски любимой женщины.
писатель умышленно изображает серость и унылость города с., где обитает героиня. это словно тюрьма для чистых и светлых взаимоотношений. судьба ставит их перед непростым выбором, но ведь любовь делает чудеса. не имея сил перебороть свои истинные и сильные чувства, гуров и анна сергеевна решают продолжать встречи. она приезжает к нему в москву для свиданий в гостинице.
вопреки ханжескому настрою общества, автор явно симпатизирует главным героям. и это расположение видно в их портретах. гуров порядочный москвич, обаятелен, находчив, наблюдателен и весьма учтив в обращении с . у нее прекрасные серые глаза и нежная шея.
чехов полностью отказался от принятых стандартов и категорично развивает сюжет рассказа по совершенно противоположному пути. ведь в о курортных романах герои не должны быть так отчаянно несчастны.
отныне у гурова две жизни: явная, но полная условной правды и обмана, а другая - протекающая в тайне от окружающих.
чехов не задает вопросов о том, что ждет этих людей. он просто показывает, как любовь может преобразить человека. но в духовном развитии показан только главный герой. с собачкой почти не меняется, разве что понимает, что она не падшая женщина. но ее мысли теперь близки и понятны гурову, ведь теперь он любит по-настоящему.