сделать анализ стиха "У Тобольских ворот" А. Лейферу
Старинные Тобольские ворота
Той крепости,
в которой был острог.
Здесь
под громадой каменного свода
Он проходил угрюм и одинок.
Звон кандалов. Мороз. И ветер резкий.
Работать гнали
к баржам,
к Иртышу…
Здесь
с думою о нем, о Достоевском,
Я никуда подолгу не спешу!
Все что я могу сказать об этом стихотворении.
Тема «железной дороги» была особо популярна в лирике 40-60 годов XIX века. Первая железная дорога – крупнейшая магистраль Москва – Петербург – стала сенсацией, на которую каждый поэт откликался по-своему. «Факт железной дороги» нашел отражение и в лирике Некрасова.
Название стихотворения – своеобразный «вход» в творение мысли поэта, вывеска над зданием, указывающая на предназначение последнего. Именно в названии определена тема в широком и узком понимании этого слова. В нем (в названии) поэт реализует оба смысла слова «железная» , употребляя его и в прямом значении (сделанная из железа) , и в метафорическом (как в словосочетаниях «железные нервы, железная воля») . Эпиграф с ремарками (чем не фразы из пьесы? ) строится по схеме «вопрос – ответ» , причем ответ-то и вызывает «спор» - явно не выраженный, но отражающий позицию автора.
Какова же роль ремарок? Внимательное прочтение ремарок подскажет, кто герои диалога: отец – генерал («в пальто на красной подкладке») , сын Ваня – «в купеческом армячке» (тут уместно спросить самого автора: «Почему?») . Еще один вопрос… В определении жанра произведения «Железная дорога» нет открытых споров, тогда почему оно встречается в различных сборниках некрасовской лирики и в разделе «Стихотворения» и разделе «Поэмы»?. .
На простой детский вопрос (кто построил дорогу? ) отец-генерал дал односложный ответ. Не вступая открыто в спор с генералом, случайный попутчик предлагает другую «версию» , ту, которая и является отражением мыслей и дум поэта.
Поэма, примем эту точку зрения в определении жанра, имеет четырехчастное строение. Это деление не только «разбивает» монолог, но и убедиться в том, что произведение по своему содержанию и строению ближе по жанру к поэме, так как тематика и проблематика его шире одного стихотворения.