Читая рассказ Николая Лескова «Старый гений», я подумал: ничего не поменялось в России за двести лет. Как богатые обижали бедных, так и обижают. Как жили в роскоши наглые «мажоры», так и живут. Как ходили бабушки к чиновникам по сто раз, так и ходят. И как полиция говорила: «ищите его сами» так и сейчас говорит.Сюжет рассказа совсем невеселый, хотя пишет автор очень смешно и иронично. Богатый франт обманул старушку, заложив ее дом. Теперь ее с семьей выгоняют на улицу, а он присвоил себе деньги. У должника большие связи. Хотя старушка права по закону, «неодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти обидчика и вручить ему судебную бумагу. Вот такой абсурд!Чиновники должны защитить ее, но вместо этого «утешают»: «Зачем вы ему деньги давали? Не вы первая, не вы последняя. Гуляйте себе тихонько по Невскому…Мы не можем против всех употреблять меры».Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч. Это «темная лошадка», как говорят. Он за немалый процент берется решить дело не очень законным Что ему удается за пять минут!Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» - беззащитность слабого человека перед богатыми и властными в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Тут-то и появляются такие «гении».Автор создает загадку «таинственного плана гения мысли» Ивана Иваныча. Я сам читал и думал: ну что за хитроумный план? А он оказался до смешного прост. Надо было любым затащить должника в полицию, чтобы там заодно вручили бумагу. С этой целью сербский солдат затеял с ним скандал и драку в публичном месте. Да еще при его богатой любовнице, которая не хотела быть замешанной в скандал.Образ «старого гения»: это умный и опытный человек, бывший чиновник. Конечно, он не гений на самом деле. Он может считаться гением только для таких простодушных старушек. Этот хитрец просто додумался, на чем можно ловить мошенников. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только ему удалось старушку и ее семью.
Цикл и. с. тургенева «записки охотника» посвящен описанию жизни простого народа, которое происходит от лица автора — заядлого охотника, дворянина по происхождению. этот цикл включает в себя несколько десятков небольших по объему рассказов, но мы познакомились только с несколькими из них. больше всего мне понравился рассказ «бирюк» , главным героем которого является лесник фома кузьмич, по прозвищу бирюк. мне кажется, что именно в нем автору удалось воплотить все черты истинного характера, бирюк — воплощение « духа» . с каким восхищением и гордостью автор описывает своего героя: «он был высокого роста, плечист и сложен на славу. из-под мокрой замашкой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы» . у бирюка было «мужественное лицо» и «небольшие карие глаза» , которые «смело глядели из-под сросшихся широких бровей» . автора поражает убогость избы лесника, которая состояла «из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без » , все здесь говорит о нищенском существовании — и «изорванный тулуп на стене» , и «груда тряпок в углу; два больших горшка, которые стояли возле » . тургенев сам подводит итог описания: «я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу» . все окрестные мужики боялись бирюка как огня, говорили, что он «силен и ловок как » , «вязанки хворосту не даст утащить» из леса, «в какую бы ни было пору.. нагрянет, как снег на голову» и не жди пощады. бирюк — «мастер своего дела» , которого ничем не возьмешь, «ни вином, ни деньгами» . бирюк беден и несчастлив, его жена «с прохожим мещанином сбежала» и оставила его одного с двумя детьми. тургенев удивительно точно сумел передать особенности национального характера в сцене с мужиком-вором, который спилил дерево в лесу. бирюк отпустил бедняка, потому что , он знает, что не из корысти, не ради наживы он пошел на это деяние, а от безысходности. это ключевая сцена в рассказе. описывая подневольный народ, обездоленный и угнетенный, тургенев особенно подчеркивает, что даже в таких условиях он смог сохранить свое сердце, свою живую душу, способность сопереживать и откликаться всем существом своим на добро и ласку. все это, по мнению автора, от заложенной в народе природной духовности, от стремления к истине, добру и красоте, которое проявляется у него и в условиях привычной и тяжелой жизни, зачастую невыносимо тяжкой и унизительной. даже эта жизнь не убивает в людях человечность — вот что является самым главным.
Громов. ( насколько помню)