1953 – важная веха в истории советской литературу (смена политического направления в стране после смерти Сталина.
50г
- подъем литературы,популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов;
- возникают новые литературные объединения, поэтические школы;
- появляются новые молодые и талантливые поэты, и писатели (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, Р. Рождественский и др.);
- расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества;
- романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям;
- гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам);
- возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой);
60г
«тихая» лирика начала 60-х гг. (нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни) – Н. Рубцов, Н. Яшин, Ю. Кузнецов.
*проблема жизни на селе,
*сельский житель – новый идеал, поэтизация деревни как первоисточника всего, традиционности,
*человек и природа,
*недовольство преобразованиями в деревне, «раскрестьяниванием»,
*интерес к духовной культуре крестьянства, русскому национальному характеру,
*идеализация патриархальности, неприятие современного города, «цивилизации»,
*экологическая проблематика.
Лукерья – 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.
Лукерья принимает как должное все выпавшие на её долю испытания. Она не жалуется на жизнь. Лукерья в её положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей. К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфёне из Глинного, доброй женщине. Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждёт Кто кому может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек Лукерью даже радует её положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви (священник исповедует её). Лукерья также чувствует себя частью всей природы. Положение Лукерьи делает её подобной святым, внешне она похожа на умерших святых. Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Её жизнь - полноценная жизнь христианской души.
Она совсем не может читать, хотя и умеет, потому что не может удержать книгу, только молится.
Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжёт, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.
Сегодня я наконец-то встречусь со своим старым товарищем Демидом Потаповым. Демид – славный казак, повидавший многое. Его приняли в казацкие ряды за отвагу и решительность, а также за своим соотечественникам. Когда же я пришел на место встречи, то Демид уже был там. А он совсем не изменился: все та же налысо бритая голова и длинный чуб, красные шаровары да белая рубаха, подвязанная поясом. Правда, лицо Потапова было испещрено шрамами, но вот вдумчивый и глубокий взгляд говорил о том, что это действительно мой старый друг. Он встретил меня крепким рукопожатием, и мы начали вспоминать наши былые воинские дела.
Мы с Демидом так разговорились, что речь зашла о Тарасе Бульбе и его сыновьях. Оказывается, Потапов когда-то имел счастье быть с ними знакомым, поэтому начал свой рассказ:
- Знавал я некогда сынов легендарного Тараса Бульбы. Добрые были казаки. Они любили своего отца и пытались походить на него, стараясь стать настоящими казаками. Младший Андрий отличался особой изворотливостью и изобретательностью. Славный бы вышел казак, если бы не ставил любовь на первое место. Перешел Андрий на вражескую сторону, на сторону поляк, куда относилась и возлюбленная девушка младшего сына Бульбы. Когда же отец его, Тарас, узнал о предательстве сына, то собственноручно его казнил, не смотря на кровные узы. А вот старший Остап оказался отличным воином и хорошим товарищем, преданным своей родине. Он был смел и рассудителен в бою. Но, однажды, в лесу на него напали несколько человек и захватили в плен. А всех пленных по обычаю должны были казнить. Казнь Остапа состоялась прилюдно на площади. Пленника избивали до тех пор, пока он не умирал. А ведь Остап перед смертью отца своего звал, я сам слышал. Жаль, что Остап погиб, мог бы ведь дородным казаком стать. Но тут уж ничего не попишешь.
И умолк старый казак Демид Потапов. Мы долго сидели молча, каждый думал о своем. А ведь и правда, настоящих казаков вырастил Тарас Бульба.
ответ:В конце 50-х-начале 60-х годов в общественной мысли преобладали такие категории, как “искренность”, “исповедальность”, “открытость”, “смелость”, “раскованность”. За этим стояло открытие личности как полноценного субъекта и героя творчества, как самой интересной и неисчерпаемой в самовыражении реальности.
Период с 1953 по 1964 годы с лёгкой руки писателя И. Эренбурга получил название “оттепели”. После официального разоблачения Н.С. Хрущевым культа личности И.В. Сталина в общественном сознании возникло ожидание близких перемен. Именно поэты и писатели первыми почувствовали их и запечатлели в своих произведениях. Читатели оказались захваченными настоящим литературным половодьем, которое было вызвано цензурными послаблениями.
Расцвет поэзии и произошел на рубеже 1950-1960-х гг. Это было своего рода утверждение самоценности личности, её права на внимание, на художественное выражение её внутреннего мира.
И действительно, в это время обретают второе дыхание старые поэты (Б. Пастернак, Н. Заболоцкий, А. Яшин), появляются новые молодые таланты (А. Вознесенский, А.Никульков, Е. Евтушенко), возникает авторская песня (творчество Ю. Визбора, А. Галича, А. Городницкого, Б. Окуджавы, В. Высоцкого), происходит посмертная “реабилитация” А. Блока, С. Есенина ... На страницах газет и журналов разворачивается дискуссия о соотношении науки и искусства, идет полемика, связанная с образом лирического героя в поэзии.
Объяснение: