ЭНЕЙ (Αἰνείας), в греческой и римской мифологиях сын Анхиса и Афродиты (рим. Венеры). Рождённый богиней на горе Ида или на берегу Симоента, Эней до пяти лет воспитывался у горных нимф. Эней сначала не принимал участия в обороне Трои и присоединился к троянцам только после того, как был изгнан Ахиллом из родных мест (Hom. Il. XX 89—96 и 187—194). Имя Энея называется в «Илиаде» среди славнейших троянских героев (XI 56—58), он участвует во многих важных сражениях, хотя в решающих встречах с Диомедом и Ахиллом Эней терпит поражение и избегает гибели только благодаря вмешательству Афродиты, Аполлона и Посейдона (V 297—317, 432—448; XX 79—352); настроенный обычно враждебно к троянцам, Посейдон Энея, т.к. тому предназначено судьбой сохранить царский род Дардана (XX 302—308; Hymn. Hom. IV 196—199). Этот мотив получил развитие в киклической поэме «Разорение Илиона», где было изображено, как Эней, увидев зловещее предзнаменование в гибели Лаокоона, ушел из Трои ещё до нападения ахейцев; он, по-видимому продолжал царствовать в предгорьях Иды, либо на восточном берегу Геллеспонта, близ города Дардан. В более поздних источниках появился мотив бегства Энея из разоренной Трои. Один из таких вариантов проник не позже рубежа 6—5 вв. до н.э. к этрускам и лег в основу мифа о переселении Энея в Италию и основании им Рима. Эта версия, вобравшая в себя в течение нескольких столетий дополнительные эпизоды и местные италийские легенды, стала господствующей к середине 1 в. до н.э. и получила окончательную обработку у Вергилия в «Энеиде». По Вергилию, в последнюю ночь Трои Эней пытался сражаться с проникшими в город ахейцами, но получил от богов приказ оставить Трою вместе с престарелым Анхисом и малолетним сыном Асканием (Юлом); жена Энея Креуса по воле тех же богов исчезла в самом начале пути из Трои. Захватив с собой священные изображения троянских богов, Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. По пути он попадает во Фракию и Македонию, на Крит и остров Делос, в Лаконию и Аркадию, на острова Ионийского моря и в Эпир, где встречает Андромаху, вышедшую замуж за Елена. Дважды Энея заносит в Сицилию, где умирает Анхис и Эней устраивает на его могиле погребальные игры. Страшная буря, обрушившись на корабли Энея, уничтожает большую их часть, а самого Энея забрасывает в Карфаген. Здесь его гостеприимно встречает царица Дидона, любовь которой надолго задерживает Энея в Карфагене. Когда, наконец, по велению богов Эней отправляется дальше в путь, он достигает италийского города Кумы и, совершая с местной пророчицы — кумской сивиллы нисхождение в царство мёртвых, получает предсказание о своей судьбе и будущем своих потомков. Дальнейший путь ведет Энея в Лаций, где местный царь Латин готов отдать Энею руку своей дочери Лавинии и предоставить место для основания нового города, но для этого Энею приходится вступить в тяжелую борьбу с Турном — вождем местного племени рутулов, также претендующим на руку Лавинии. Эней побеждает в поединке Турна, и троянские божества получают новое пристанище на италийской земле, которая становится преемницей славы троянцев. Если на эолийском побережье Малой Азии в 8—7 вв. до н.э. генеалогия Энея, сына Афродиты, возводившего к тому же своё происхождение со стороны отца к самому Зевсу (Hom. Il. XX 208—241), отражала династические претензии знатного рода Энеадов (намеки на соперничество между родом Приама и родом Энея встречаются в «Илиаде», XIII 459—461; XX 302—307), то в Риме последних десятилетий 1 в. до н.э. имя Энея приобрело особую популярность в связи с тем, что потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители рода Юлиев (в т.ч. Юлий Цезарь и Август). Поскольку между традиционными датами падения Трои (1184 до н.э.) и основания Рима (754 до н.э.) возникал промежуток в несколько столетий, это последнее событие стали приписывать не Энею, а его далёким потомкам, завершающим список царей Альба-Лонги, который якобы был заложен Асканием.
Краткий и полный анализ рассказа И. Тургенева «Бирюк» позволит лучше понять произведение, осознать его основные смыслы. Такое исследование произведения с большим интересом относиться к литературе, получить от рассказа больше эмоций, глубже изучить предмет.
Год написания и публикации – «Бирюк» рассказ из цикла «Записки охотника», над которым писатель работал в 1848 году. Он был издан во 2-м номере «Современника» в 1848 году. История создания – Тургенев описывает личные наблюдения за жизнью крестьян Орловской губернии. Бывший крепостной писателя, сельский учитель А. И. Замятин, со слов матери и бабушки, рассказал о том, что практически все персонажи из «Записок охотника» списаны с реальных людей. Многим автор даже вывел под их настоящими именами. Крестьянин Бирюк действительно существовал. В итоге свои же крестьяне убили его. Жанр – Рассказ. Направление – Реализм. Основная идея – Протест Тургенева против государственной нормы, принятой в России – крепостного права. Автор показывает, как существующие порядки уродуют характеры крестьян и их жизнь, хотя и по-разному отражаются на каждом из них. Проблема – Имея такую тяжелейшую жизнь, крестьянам сложно не сломаться, сохранять собственные принципы и достоинство.
1. Тема: Крепостное право в России. Проблема: Тяжелейшая жизнь крестьян вынуждает их нарушать законы. Отчаявшийся мужик идет в господский лес, рубит дерево для своих нужд. 2. Тема: Тяжелая жизнь крепостных Проблема: Убогая, голодная жизнь крестьян по-разному влияет на разных людей. Есть люди, сильные духом, которых невозможно сломить. Нищий мужик идет воровать, а Бирюк не ворует и не берет взяток. Он игнорирует и барина, который готов заплатить за кражу мужика. Те люди, которые в состоянии выжить в сложных условиях и не сломаться, похожи на «белых ворон». Подавляющая масса крестьян ненавидит Бирюка, завидует ему. Крестьяне хотят убить его. Лесника называют кровопийцей и зверем, а человек лишь исправно выполняет свой долг и защищает свой интерес. Ведь, если пропадет дерево, то отвечать за эту пропажу придется Бирюку. И жизнь его ничем не отличается от жизни других крестьян. Возможно, даже его жизнь тяжелее. Его бросила жена, и теперь он растит двоих детей, один из которых – младенец.
В рассказе показано, что сила есть в каждом человеке. В конце произведения проявляется и сила нищего мужика. В начале он лепечет что-то «по-заячьи», жалуется на свою тяжелую жизнь, умоляет, просит его помиловать. Потом он начинает незаслуженно обвинять Бирюка, угрожать ему, поносить его последними словами. Мужик неправ, но в нем вдруг просыпается большая сила. И Бирюк отпускает его. 3. Тема: Отношение людей друг к другу. Проблема: Чувство сострадания сильнее чем чувство долга. Несмотря на то, что Бирюк нарушает закон, он отпускает мужика. Побеждает сострадание к человеку, такому же бедному и несчастному, как и сам Бирюк. п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка) В произведении «Бирюк» проявлен гуманистический пафос, проникнутый состраданием писателя к обездоленному, бесправному, отчаявшемуся народу. Автор рисует картины крестьянской жизни – убогая изба, разбитая супружеская жизнь, голодный младенец, который тяжело дышит, и отчаявшийся мужик в лохмотьях, ворующий лес. Автор представляет Бирюка настоящим русским богатырем – честным, сильным, бесстрашным. Такой замечательный характер, но Бирюк вынужден направлять свои силы на поимку крестьян, обезумевших от нищеты. И Бирюк, и крестьянин-вор – крепостные. Судя по описанию жизни Бирюка, ему живется не лучше, чем убогому крестьянину-вору, но этот человек не ломается. Он верен своим принципам. Бирюк не берет денег, которые дает ему барин, чтобы тот отпустил вора. Здесь автор показывает, какие бывают сильные, богатырские характеры, которых нельзя ни запугать, ни сломить даже очень серьезными проблемами. В этом проявлен пафос, показывающий, каким может вырастить себя человек. п.3. Основные герои (их место в образной системе) Образ Бирюка находится в противоборстве с образом мужика, рубившего дерево. Если барин, на которого работает лесник, не досчитается дерева, то платить придется Бирюку. И Бирюк всем сердцем ненавидит воров, расхищающих чужое имущество, он исправно несет службу.
Рассказчик впервые видит его в грозу, при свете молнии. Само описание природы в этот момент динамично – деревья бушуют, тревожно лепечут ракиты. Это описание созвучно с характером лесника и с его нелегкой судьбой. Дождь идет, не переставая. Природа показывает безрадостную жизнь крепостных, создавая особую атмосферу рассказа. Тургенев детально описывает избу, от которой веет одиночеством, пустотой, бедностью, безрадостной жизнью. Его бросила жена, оставив на него детей. Младенчик в люльке дышит тяжело, возможно, болен. Странно видеть такое унылое жилье на фоне сильного и цельного мужика. Автор показывает, что жизнь Бирюка не лучше жизни других крепостных, но лесник не ворует и взяток не берет.