1)Поэма «Мцыри» повествует о судьбе грузинского юноши, совсем маленьким привезенного в монастырь и там выросшего. Монахи воспитали его, научили своей вере и языку, но не сумели заставить забыть родную землю и заменить мальчику семью. Мцыри одиноко скитался в монастырских стенах, «гоним неясною тоской / По стороне своей родной». Привычный с детства мир служб, молитв и постов все же казался ему неполным, а порою даже враждебным. «…Будто кто-нибудь / Железом ударял мне в грудь» — так герой отзывается о монастырском колоколе, неизменно развеивающем его мечты об утраченных близких и «дикой воле
2)Лермонтов в поэме «Мцыри» противопоставляет жизнь Мцыри в монастыре и жизнь Мцыри за пределами монастыря. Автор обращает особое внимание на то, что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний.
Исповедуясь перед старым монахом, Мцыри признается, что на свободе он видел «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом», «груды темных скал», «горные хребты», «облачко за облачком». Мцыри утверждает, что сквозь туман ему удалось увидеть «седой незыблемый Кавказ», что принесло его сердцу настоящую легкость. Мцыри признается, что в момент побега он был рад «обняться с бурей», обретя «дружбу краткую, но живую, меж бурным сердцем и грозой». М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что свобода для Мцыри заключалась в частности в возможности наблюдать за красотой природы, в возможности видеть Кавказ. Мцыри увидел многогранность природы, которая противопоставлена одинаковой жизни в монастыре, наполненной тишиной и спокойствием. Природные картины, которые видит Мцыри после побега, напоминают ему о жизни среди своего народа, вернуться к которому стало его целью.
3)Высший разум
На свободе Мцыри был всего три дня. Но эти три дня приобретают для него особое значение. Казалось бы он так мало увидел в столько короткий срок. Он видит картины могучей кавказской природы, прекрасную грузинку, наполняющую у потока кувшин водой, и наконец, беспощадно сражается с могучим барсом. Все эти события — крохотные эпизоды, но впечатление такое что это человек проживает целую жизнь. За юным беглецом посылают погоню, которая не дала никаких результатов. Его находят совершенно случайно в окрестностях монастыря.
Исповеднику Мцыри живо и ярко рассказывает о трёх днях, проведённые им на воле.
Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Маяковский, обладая чуткой и ранимой душой, также задыхался в этой атмосфере. Он видит главную проблему общества в равнодушии людей, увлеченных только собственными сиюминутными интересами. Произведение начинается со страстного обращения к людям – «Послушайте!». Автор пытается обратить на себя внимание, чтобы донести свою мысль. Для этого он задает неожиданный вопрос о причинах появления звезд. Бесполезной человеческой суете он противопоставляет серьезное философское размышление. Люди бесцельно проживают свою жизнь, думая, что занимаются чем-то важным. Их физическое существование ничтожно по сравнению с вечным небосводом. Но звезды не могли возникнуть из ниоткуда. Вероятно, их появление тоже связано с чьей-то страстной мольбой, значит «это кому-нибудь нужно?». Маяковский аллегорически сравнивает процесс появления новых звезд с действием высших сил. Но бог создает звезды не по собственной инициативе, ему это безразлично. Только человеческая мольба повлиять на божественное решение. Следовательно, звезды возникают в результате желания людей, которые действительно нуждаются в этом. Автор уверен, что пока это происходит, не все еще потеряно. Человечество может если будет сохранять в себе лучшие устремления и надежды.
«А вы могли бы»
В связи с ней реализуется идея о том, что человек сам решает, как ему воспринимать мир: как серые будни или как яркую вдохновляющую реальность.
Произведение написано от первого лица, что тонко прочувствовать настроение автора. В центре стиха лирический герой, который воспринимается читателем как неисправимый оптимист. Уже в первых строчках он рассказывает, как раскрасил серые будни «краской из стакана».