МЕТАФОРА- слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
ПРИМЕР: почва БЕСПЛОДНАЯ- пальмы растут ВЫСОКО, вода ХОЛОДНАЯ- лучи ЗНОЙНЫЕ.
ЭПИТЕТ— это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. отвечает на вопросы какой? чей? каков? и производные от них.
ПРИМЕР: ВЕРНЫЙ меч, ГРУСТНАЯ береза.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.
АНАФОРА- это стилистическая фигура речи, оборот поэтической речи, состоящий в повторении начальных созвучий, частей слов, словосочетаний и синтаксических конструкций.
ПРИМЕРЫ: ГРОЗОЙ снесённые мосты, ГРОБА с размытого кладбища .
ГИПЕРБОЛА- Поэтический приём чрезмерного преувеличения с целью усиления впечатления.
ПРИМЕРЫ: сто раз говорила;
миллион извинений;
море поспевшей пшеницы;
ЛИТОТА— это художественный троп, который содержит нарочитое, чрезмерное преуменьшение значения, признаков предмета или явления.
ПРИМЕРЫ: мужичок с ноготок; от горшка два вершка; избушка на курьих ножках; мужичок сам с перст, усы на семь верст.
СРАВНЕНИЯ- троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому — либо общему для них признаку.
ПРИМЕРЫ: В этом райском уголке мы оказались, словно в сказке. Бежит стремительно, как быстроногая лань.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковое грамматическое или синтаксическое построение отрезков речи, которые создают единый поэтический образ.
ПРИМЕРЫ: твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы.
МЕТОНИМИЯ- Оборот речи, слово, которым заменяется другое, смежное понятие.
ПРИМЕР: после спектакля ЗАЛ громко аплодировал.
Заменяем слово ЗРИТЕЛИ на ЗАЛ.
ИРОНИЯ- Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
ПРИМЕР: фраза- ты очень «умный» несет совершенно другой смысл (противоположный). Либо могут сказать так: он умный (в кавычках).
Роизведение великого русского поэта относится к позднему периоду творчества. Лейтмотивом стихотворения "Утёс" выступает идея одиночества любви. Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывает о том, какой бывает любовь.
В этом стихотворении перед читателем предстают два главных героя: тучка золотая и утёс-великан. Поэт предлагает своё философское видение, в котором отношения между людьми переносятся на события природы, и сквозь призму природных явлений мы изучаем мысли и чувства людей.
Герои произведения - два противоположных образа. Золотая тучка - лёгкая, летучая, очень нежная красавица. В ней раскрывается игривое настроение, легкая влюблённость и открытость этому миру. Свободная игривая тучка привлекает утёс-великан. Он большой и тяжёлый, одиноко стоящий посреди пустыни. Возможно, он один может стать другом для тучки, скитающейся над безмолвной пустыней. И между ними возникает связь, как между родственными душами. Автор пишет об отношениях тучки и утёса:
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана...
Для неё утёс стал ночным пристанищем, который мог приютить её на своей груди. Для него тучка стала мимолётным развлечением, о чём он мечтал посреди пустыни.
Пустыня стала тем местом, где встретились два живых создания, которые наполнены чувствами и любить. Их чувства соединились на короткое мгновение. Как будто пробежала искра, породившая тепло в груди старого утёса. Но несколько другие переживания в лёгкой непринуждённой тучке. Её мысли более лёгкие, переживания не такие глубокие. И на утро она без сожаления отправляется в дорогу, не переживая о чувствах утёса. Это видится автору так:
Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса.
Здесь мы читаем о том, насколько различными бывают чувства двух влюблённых созданий. Пусть они встретились и наполнились взаимной симпатией, но это временно. Именно о кратко счастья любви плачет одинокий утёс:
Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Стихотворение вызывает сочувствие к бедному утёсу. Возможно, это автобиографические размышления, и отношения тучки и утёса раскрывают события из жизни Михаила Юрьевича.
Данное стихотворение учит нас глубже чувствовать друг друга, бережно относиться к близким людям. Это очень поучительный пример, как автору удаётся передать свои переживания, используя приём аллегории и перенося отношения между людьми на явления природы.
Уважение и признание творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, изучение особенностей его поэзии формируют правильные отношения и воспитывают личность.
МЕТАФОРА- слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
ПРИМЕР: зеркало озера, золотые руки, серебрянные волосы.
АНТИТЕЗА-риторическое противопоставление.
ПРИМЕР: почва БЕСПЛОДНАЯ- пальмы растут ВЫСОКО, вода ХОЛОДНАЯ- лучи ЗНОЙНЫЕ.
ЭПИТЕТ— это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. отвечает на вопросы какой? чей? каков? и производные от них.
ПРИМЕР: ВЕРНЫЙ меч, ГРУСТНАЯ береза.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.
ПРИМЕРЫ: лес ПРОСНУЛСЯ, камыш ШЕПЧЕТ, темнота ПОДКРАЛАСЬ.
АНАФОРА- это стилистическая фигура речи, оборот поэтической речи, состоящий в повторении начальных созвучий, частей слов, словосочетаний и синтаксических конструкций.
ПРИМЕРЫ: ГРОЗОЙ снесённые мосты, ГРОБА с размытого кладбища .
ГИПЕРБОЛА- Поэтический приём чрезмерного преувеличения с целью усиления впечатления.
ПРИМЕРЫ: сто раз говорила;
миллион извинений;
море поспевшей пшеницы;
ЛИТОТА— это художественный троп, который содержит нарочитое, чрезмерное преуменьшение значения, признаков предмета или явления.
ПРИМЕРЫ: мужичок с ноготок; от горшка два вершка; избушка на курьих ножках; мужичок сам с перст, усы на семь верст.
СРАВНЕНИЯ- троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому — либо общему для них признаку.
ПРИМЕРЫ: В этом райском уголке мы оказались, словно в сказке. Бежит стремительно, как быстроногая лань.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковое грамматическое или синтаксическое построение отрезков речи, которые создают единый поэтический образ.
ПРИМЕРЫ: твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы.
МЕТОНИМИЯ- Оборот речи, слово, которым заменяется другое, смежное понятие.
ПРИМЕР: после спектакля ЗАЛ громко аплодировал.
Заменяем слово ЗРИТЕЛИ на ЗАЛ.
ИРОНИЯ- Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
ПРИМЕР: фраза- ты очень «умный» несет совершенно другой смысл (противоположный). Либо могут сказать так: он умный (в кавычках).
Объяснение: писала сама, вроде правильно)