Драматический конфликт определяет все сюжетные элементы драматического действия, он «просвечивает логику развития «индивидуума», отношения героев, живущих и действующих в его драматическом поле». Конфликт – это «диалектика драмы» (Е. Горбунова), единство и борьба противоположностей.
Рассказ и. с. тургенева «муму» знакомит нас со временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость отношения господ к крепостным. герасим — главный герой рассказа, единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение. с первых страниц рассказа мы узнаем, что герасим «славный был мужик», трудолюбивый, сильный, могучий. богатырской была не только внешность герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным. даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей. одинокое сердце герасима было способно на трепетные и нежные чувства. трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой татьяной, его нехитрые подарки ей. стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу. так необходимые герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке — муму. как рад герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг! всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение радостью и любовью. но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня велит избавиться от собаки. верный своему долгу, герасим сам берется выполнить настойчивое повеление барыни, но после смерти муму его уже ничто не может удержать в господском доме. ни у кого не спросясь, возвращается герасим в родные места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни. я уверен, что люди, подобные герасиму, способны сделать жизнь вокруг себя лучше и счастливее, потому что такими замечательными качествами, как сильная воля, трудолюбие и огромная любовь к жизни.
Герасим — глухонемой дворник старой московской барыни. это высокий, под два метра, молодой человек, взятый барыней из деревни. мы видим, как трудно привыкает герасим к городу, какой скучной и никчемной кажется ему его новая работа. совсем другое дело в деревне. там он привык к тяжелому, крестьянскому труду, ценил этот труд и уважал его. но как бы ни относился герасим к своим новым обязанностям, выполнял он их аккуратно и тщательно, «на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом — и не только телегу, самое лошадь спихнет с места…» трудно было найти сторожа лучше, чем герасим. могучий рост его и недюжинная сила отпугивали любого вора. а после случая, когда двоих смельчаков-воров герасим стукнул лбами друг о дружку, двор, где служил этот человек, и вовсе обходили. однако герасим не только хорошо знал свои обязанности и честно их исполнял, но и оберегал свои права — на его место за столом никто не смел садиться. угрюмый с виду, замкнутый, герасим душою ласков и добр. влюбленный в татьяну, он всячески старается обратить на себя ее внимание: то подарок ей сделает, то расчистит перед ней дорогу, то просто мило ей улыбнется. особенно ярко эти качества герасима проявились в его отношении к бедному щенку. герасим сам не может говорить, поэтому с муму ему намного проще, чем с людьми, — здесь запросто можно обходиться без слов. кроме того, животное никогда не обманет и не предаст. расстаться с любимым другом — решение, продиктованное отчаянием и безысходностью. утратив муму, герасим покидает деспотичную хозяйку, протестуя тем самым против жестокости и самодурства. он, как подневольная птица, вырвавшаяся наконец-то на волю. мне герасим нравится, не может не вызвать симпатии. этот высокого роста, мужественный, редко улыбающийся человек на самом деле добрый и ласковый. и хочется верить, что если бы автор продолжил свой рассказ, то герасим там обрел бы наконец свое счастье.
Драматический конфликт определяет все сюжетные элементы драматического действия, он «просвечивает логику развития «индивидуума», отношения героев, живущих и действующих в его драматическом поле». Конфликт – это «диалектика драмы» (Е. Горбунова), единство и борьба противоположностей.