Проблема морального выбора часто фигурирует и в русских, и в зарубежных произведениях, в том числе проблема выбора между местью и великодушием. Почему одни люди не умеют прощать и мстят, а другие предпочитают забыть обиды? Это зависит от благородства души человека, насколько он эгоистичен или великодушен. Но причины для мести бывают разными, иногда это ущемление мелочных желаний и стремлений, а иногда посягательство на жизнь и честь. В зависимости от этого месть бывает мелочной или справедливой.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Один из главных героев романа Андрей Болконский на протяжении долгого времени мучается желанием отомстить Анатолю Курагину за то, что тот уговорил Наталью Ростову убежать из отчего дома, чтобы вступить в незаконный брак. В своих мыслях он уже продумал варианты наказания соперника. Однако один случай меняет отношения Андрея к мести. Во время сражения под Бородино он был опасно ранен. Оказавшись почти у края жизни, главный герой осознает, что искренне любит Наташу, и вместе с нею любит весь мир. И главное для него – это счастье любимой, а не его ущемленное самолюбие. К тому же, Андрей узнал в человеке на соседней койке Анатоля Курагина и понял, что больше не хочет ему отомстить. Наоборот, он желает ему и всем другим людям добра. Так от ненависти герой пришел к любви, оказавшись в опасной для жизни ситуации, он стал ценить жизнь и любить людей. Он отказался от мести, потому что простил бывшего соперника.
Объяснение:одная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Лирика — один из трёх родов литературы, основное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделённой любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцанием картин природы.
Образы природы наиболее часто встречаются в стихах русских поэтов. И эти мотивы всегда окрашены любовью, восхищением, преклонением перед силами окружающего мира.
Так, стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» рисует картину начала вечерней грозы.
Природа сильна и могуча: молнии яркие, гром сильный. Всё вокруг трепещет перед стихией, даже скала жалобно вздыхает. Поэт использует приём олицетворения, наделяя тучи и скалу человеческими чертами (тучи блуждают, скала стонет и издыхает). Этим он оживляет природу.
Несмотря на изображение грозной стихии, у лирического героя нет перед ней страха, а есть восхищение её силой и мощью.
В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и нес мело…» также описывается летняя гроза. И опять природа наделяется человеческими качествами: солнце cмoтрит, земля принахмурилась. Перед нами земля и ожидании стихии. Она, словно человек, волнуется, трепещет, ждёт неизбежного. Стихотворение очень яркое: всё но круг окрашено зелёным, белым, синим цветами. Мы словно чувствуем запах травы, пыльной земли, первых капель дождя, слышим далёкие раскаты грома, вой ветра. Стихотворение отличается быстрым темпом и стремительностью.
Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий Окаймил её края.
Лирический герой не страшится стихии, а любуется её мощью, восхищается её силой.
Не менее выразительно стихотворение И. С. Никитина «Ярко звёзд мерцанье…». Перед нами тихая лег няя ночь. Можно различить все звуки: шуршание в граве коня, пение коростеля, шорох камыша. Звукопись с согласного «л» придаёт стихотворению напевность, плавность, тягучесть.
В зеркало залива Сонный лес глядит;
В чаще молчаливой Темнота лежит.
Звук «р», напротив, позволяет услышать треск горящих в костре веток.
Слышен меж кустами Смех и разговор;
Жарко косарями Разведён костёр.
Лирический герой словно затаился и наблюдает за ночной жизнью природы. Он осторожен и аккуратен, не хочет нарушить тишину ночи. В такие моменты поэта и посещает вдохновение.
Все стихи русских поэтов о природе необычайно лиричны, напевны и прекрасны. Созерцание пейзажей порождает в поэтической душе только лучшие чувства.