Савельич(Архип Савельев) – крепостной человек Гриневых, стремянный, знаток охотничьих собак и одновременно заботливый дядька (крепостной воспитатель) Петруши Гринева, неизменный спутник повествователя во всех его приключениях. Существенно, что именно Савельич был наставником Петруши, обучал его русской грамоте.
Савельич, человек из народа, олицетворяет собой такие черты характера, как самоотверженность, верность долгу. Одновременно его отличаетбережливость,дажескупость.
Савельич, в отличие от Пугачева-бунтаря, которому он противопоставлен в романе, не помышляет о воле. Для него бытьрабом своих господ – естественное состояние.Он даже не может представить свою жизнь без хозяев. В то же время геройне лишен человеческого достоинства. Особенно ярко это проявляется в тот момент, когда Савельич достойно отвечает на гневное, исполненное оскорблений письмо Гринева-отца в свой адрес (глава «Любовь»).
Пушкин изображает Савельича с иронией, отмечая некоторые смешные стороны его характера и поведения.
Храбрость и мужество проявляет Савельич, заступаясь за барина в момент казни защитников крепости (глава «Приступ»). Между тем самоотверженная забота верного слуги о барском добре выглядит комически в эпизоде чтения в присутствии Пугачева составленного Савельичем реестра вещей Гринева, разграбленных повстанцами (глава «Разлука»). Савельич отказывается оставаться один в Оренбурге и сопровождает Петра в полной опасностей поездке в Белогорскую крепость (глава «Мятежная слобода»).
«Туча» состоит из трех катренов. В первом катрене происходит кульминация. Автор говорит о туче, которая в одиночестве плывет «по ясной лазури». Здесь чувствуется уныние и тоска. Даже туча бросает «унылую тень». Присутствует много эпитетов, которые делают картину более живой и богатой.
Во втором катрене проявляется некая агрессия. Пушкин использует эпитеты, которые описывают бурю. Кругом гроза, раскаты грома и даже землю он называет «алчной». Туча в восприятии автора это что-то пугающее, грозное, нехорошее, страшное. Хотя при этом она напоила «алчную землю» водой, т.е. принесла живительную влагу.
В третьем катрене автор как будто смилостивился над одинокой тучей. Он говорит ей, что уже хватит, довольно, пора ей уходить. Здесь чувствуется умиротворение. Только что Пушкин говорил о страшной непогоде, а в третьем катрене спокойно просит тучу уйти.
Все стихотворение наполнено эпитетами, метафорами и сравнениями. По литературному направлению его можно отнести к романтизму. Размер «Тучи» – четырехстопный амфибрахий. Если говорить о стопе, то здесь используется трехсложная стопа, в которой ударение на втором слоге. В стихотворении несколько рифмовок: перекрестная, гиперхолостая и смежная.
Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных
никому другому.
Среди них выделяются следующие сочетания: “рассеянной бури”, “ясной лазури”,
“унылую тень”, “ликующий день”. Заметьте: не радостный, не веселый, а именно «ликующий» (!) день.
“Грозно обвивала”, “алчную землю”, “таинственный гром”, “успокоенных небес”.
Данные художественные средства понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?
Кроме того в первой строфе стихотворения присутствует анафора – единоначатие:
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Во второй же строфе намеренное повторение автором гласных звуков – ассонанс.
В данном случае – повторение гласного звука «О» - создает звуковой образ бури.
Мы как бы слышим гром, нам страшно, и невольно вырываются звуки страха и
восторга –междометия «О» и «А» .
Ты небо недавно кругом облегчала,
И молния грозно тебя обвивала,
И ты издавала таинственный гром.
В третьей строфе индивидуально-авторское сочетание слов: «Довольно, сокройся! »
Так автор словно возомнил себя повелителем бурь, приказывая туче скорее умчаться прочь.
В стихотворении присутствует и категориальное различие времен глаголов. Автор описывает в стихотворении два действия бурю и оставшуюся тучку. Следовательно, властвовавшая несколько минут назад буря уже окончилась, значит и употребляет автор время для глаголов, связанных со стихией (облегала, обвивала, издавала, пошла) . Но теперь настала новая, тихая и спокойная пора, когда туча осталась одна и осуществляет последние свои действия (несешься, наводишь, печалишь) .