Иван Саввич начинает стихотворение описанием России, тем, как он ее видит — даль степей, цепи гор, пути, которые лежат во все стороны, - этими словами поэт подчеркивает огромные размеры своей родины, ее необъятность. Говорит он и о богатой плодородной земле, упоминая зрелые нивы и наливающийся в садах виноград, и о богатстве Руси в целом.
ПОЧЕМУ БИРЮК ПРОТИВОСТОИТ КРЕСТЬЯНСКОМУ МИРУ? (И. С. Тургенев. «Бирюк») Бирюк — это прозвище лесника, повстречавшегося автору во время грозы в лесу. Первое, что мы отмечаем у этого человека, — добросовестное отношение к работе, а еще доброту. Несмотря на ненастную погоду, лесник находится на своем посту. И он не Только показывает барину дорогу, но предлагает ему переждать грозу в своей избушке. Добросовестное отношение Бирюка к работе подтверждают и слухи, дошедшие до автора еще до знакомства с этим человеком. Крестьяне с укором говорили, что он «вязанки хворосту не даст утащить… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». За такую несговорчивость крестьяне Бирюка не любили, и даже подумывали сжить со свету. По их мнению, Бирюк не сочувствовал им, а и без того богатому барину, у которого служил. Эпизод с крестьянином мог бы тому быть доказательством. Но, сочувствуя бедному крестьянину, у которого дома голодные жена и дети, мы одновременно сочувствуем и Бирюку, и понимаем, откуда у него такое стремление хорошо служить барину. Он держится за работу, потому что дома его тоже ждут голодные дети, к тому же сироты. Бедность, в которой живет семья Бирюка, поражает. Потеряй он еще работу, дети непременно умрут с голоду. На самом деле Бирюк сочувствует крестьянам, именно поэтому он в конце отпускает воровавшего дрова крестьянина. Бирюк не может не понравиться. Это сильный, смелый человек, добросовестный работник. А еще он заботливый и любящий отец, готовый все сделать, лишь бы не оставить детей голодными
Оголь "Тарас Бульба" - сочинение " История создания повести «Тарас Бульба» " Страница: [ 1 ] 2 3 4
Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей — Самовидца, Величко, Грабянки и т. д.
Но эти источники не удовлетворяли вполне Гоголя. В них многого ему не хватало: прежде всего характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Специальные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и в сущности мало художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. В 1834 году в письме к И. Срезневскому он остроумно заметил, что эти летописи, создававшиеся не по горячему следу событий, а «тогда, когда память уступила место забвению» , напоминают ему «хозяина, прибившего замок к своей конюшне, когда лошади уже были украдены» (X, 299).
Среди источников, которые Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой» , был еще один, важнейший: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы.
Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта, желающих «выпытать дух минувшего века» и постигнуть «историю народа» . Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Например, драматическая повесть о Мосии Шиле, попавшем в плен к туркам и затем обманувшем их и вызволившем из вражеского плена всех своих товарищей, навеяна Гоголю известной украинской думой о Самойле Кишке. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом.
Гоголь многое берет в народной поэзии, но берет как писатель, чуткий и восприимчивый к ее художественному строю, со своим отношением к действительности, к материалу. Поэтика народной песни оказала огромное влияние на всю художественно-изобразительную систему «Тараса Бульбы» , на язык повести.
Яркий живописный эпитет, красочное сравнение, характерный ритмический повтор — все эти приемы усиливали пасенное звучание стиля повести. «Не достойна ли я вечных жалоб? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне? Не лютый ли ты палач мой, моя свирепая судьба? » (II, 105). Или: «Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев» (II, 143). Необыкновенно эмоциональная, лирическая окраска фразы, равно как и все другие ее художественные приметы, создает ощущение органической близости манеры гоголевского повествования к стилю народной песни.
В повести чувствуется влияние былинно-песенного приема распространенных сравнений: «Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен