Страшный рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки» повествует о голоде,
ужасном событии в период коллективизации страны в 30-х годах. Бесчеловечное отношение к ссыльным в период голодомора, который тщательно скрывался властями.Раскулаченные «куркули», не доехавшие до мест ссылки в Сибири, были брошены властями умирать в разных местах страны.Население равнодушно наблюдало за страданиями невинных людей, считая их врагами народа или обходило эти страшные места стороной, совесть людей не выдерживала этих картин.
Идеология партии, навязанная людям искажала действительность, быть сытым было стыдно, в пролетарской идеологии-сыты только буржуи и кулаки.Начальник станции, в рассказе, был вынужден наблюдать и следить за куркулями.Это начальник задаётся вопросом:«Что же вырастет из таких детей?».Дети из любопытства наблюдали за умирающими «куркулями»,изнемогая от упрятанной панической жалости.
ответ на вопрос заложен в рассказе, дети -это заложники страшного времени.В душе они переживали, каждому было жалко людей, но они не должны были им Так что же вырастет-это риторический вопрос.В каждом человеке заложена крупица сострадания, чувства, разум человека определяет его поступки.Если у человека есть совесть, моральные и нравственные принципы, то он останется человеком в любой ситуации.Дети, вырастая становятся похожи на взрослых, если у родителей есть принципы в жизни, они передадутся их детям.Володин отец не мог смотреть в глаза сыну, пролетарий воевавший за светлое будущее и сытую жизнь.Он не мог отвечать на вопросы сына, а начальник станции застрелился, не выдержав мук совести.Дети, видевшие этот ужас, получали моральную травму на всю жизнь, наступал период «обморожения»,очерствения детской души.Вырастая, они становились гражданами страны Советов, борцами с врагами.Но не в каждом из них умирали сердоболие и человечность.
Многие становились людьми, прячущими свою совесть в глубине души, скрывая человеческие качества от других, чтобы их самих не сделали врагами народа.
Кто не шёл на сделку с совестью, тот оказывался вне закона.Но были и те, которые вырастая становились рьяными борцами за «счастье» страны и шли по головам и трупам, в достижении своих целей.Какое время-такие и дети,"хлеб – совесть, люди – враги народа.«Продавая совесть за хлеб, безжалостные пролетарии делали людей, с человеческими качествами и морально-нравственными принципами, врагами народа.
Доктору Старцеву из рассказа «Ионыч» претит пошлое, бездуховное существование обитателей городка С., но он тем не менее соглашается жить по их законам: он регулярно наведывается а клуб, хотя там ему совсем не интересно, посещает «самую образованную и талантливую» в городе семью Туркиных, хотя и видит ограниченность и заурядность этих ничем не примечательных людей. Когда на краткий миг в душе Старцева вспыхивает что-то похожее на любовь к Екатерине Ивановне, дочери Туркина, он готов нарушить свою мерно текущую жизнь и даже отправляется на любовное свидание на кладбище, хотя и не находит в этом ничего романтического, а, напротив, считает детским «дурачеством», «неумною выходкою». Напрасно прождав на кладбище, где он чувствует себя - солидный, преуспевающий врач — неуютно и неловко, он возвращается домой усталый и раздосадованный. На следующий день Старцев совершает последний свой решительный поступок: признаётся ей в любви и получает отказ. Какое облегчение чувствует он, когда наконец жизнь его вновь входит в привычную колею: «У Старцева перестало беспокойно биться сердце». А через несколько лет он вообще забывает о своей любви. От скучной, вялой и малоподвижной жизни он начинает полнеть и постепенно обрастает никчемными знакомствами, привычками, обязательствами. В пошлой среде обывателей он становится, что называется, своим: ему даже дают добродушное прозвищ» «Ионыч». Когда через четыре года Екатерина Ивановна, вернувшаяся в городок С. после неудачной попытки стать актрисой, хочет воскресить былое чувство в его душе, она вместо человека, который был влюблен в нее, наталкивается на «футляр», которым Ионыч отгородился от ненужных волнений.
В рассказе «Человек в футляре» это отчужденное «футлярное» существование доходит до абсурда. Главный герой, учитель гимназии Беликов, настолько боится неурядиц, что постоянно хочет спрятаться от жизни, он пытается защититься от «внешних влияний» с каких-либо защитных при он постоянно носит черные очки; закладывает уши ватой; в любую погоду надевает калоши, перчатки и не расстается с зонтиком; часы, перочинный ножик прячет в «чехлы». В гимназии он преподает древнегреческий язык, что глубоко символично, ибо в мертвом языке все раз и навсегда подчинено строгим правилам. Любимое выражение Беликова: «Как бы чего не вышло». Когда в его жизни, которую он так старательно оберегает от пугающего внешнего мира, появляется новое, незнакомое ему до сих пор чувство — любовь (если только его чувство можно назвать любовью) и даже мысли о женитьбе, — то он .не знает, как себя вести. Его беззащитная, неразвитая душа не выносит ни этой «любви», ни, конечно же, грубого обращения с ним Коваленко, и учитель умирает. На протяжении всей своей призрачной жизни он стремился отгородиться от нее с чехлов и футляров, и вот наконец благодаря смерти он достигает идеального состояния. Его кладут в гроб, футляр, «из которого он уже никогда не выйдет», и засыпают землей. Словно отдавая последнюю дань уважения пристрастиям покойника, даже природа идет ему навстречу: идет дождь, а все присутствующие обуты в калоши и вооружены зонтами.
Думаю, что