Толстой и Достоевский. Сначала попробуем определить, что объединяет этих выдающихся литераторов-современников. Каждый из критиков признает, что Толстой и Достоевский, во-первых, - гениальные писатели-классики; во-вторых, - подлинные художники слова; в-третьих, - искатели правды и истины.
В то же время не только литературоведам, но и обычному читателю заметен контраст в художественном наследии двух этих великих личностей.
К.Н.Леонтьев, например, ставя Л.Толстого в один ряд с Тургеневым, Писемским, Островским, противопоставляет им Достоевского. Читая Достоевского, утверждает он, иностранец не поймет ни настоящей русской жизни, ни подлинной русской души. В персонажах Достоевского, пишет критик, нет правды жизни. У писателя есть только своя собственная правда - правда его души. Такое определение можно считать справедливым лишь отчасти. Потому что Д.Мережковский, напротив, считает Достоевского носителем духовного начала.
Д.С.Мережковский посвятил серьезную монографию сопоставлению творчества и мировоззрения Достоевского и Толстого. Его замечание о вечном противопоставлении и вечном единстве двух гениев, на мой взгляд, уместно и справедливо.
Мне кажется остроумным и глубоким исследование Д.С.Мережковского. Он в равной степени отдает дань восхищения обоим классикам. В отличие от него, Н.А.Бердяев в большей мере увлечен творчеством Достоевского. Он считает различие между Толстым и Достоевским глубоким и непреодолимым, отдавая пальму первенства в исследовании человеческой личности именно Достоевскому.
Эти два гения русской классической литературы представляются мне, по выражению Д.С.Мережковского , "как две главные, самые могучие ветви одного дерева, расходящиеся в противоположные стороны своими вершинами, сросшиеся в одном стволе своими основаниями».
Вот этот отрывок. Он очень маленький. В нём летописец Нестор пишет о том, какую великую пользу книги приносят человеку.
Книги дарят людям мудрость, учат признавать свои грехи и раскаиваться в них.
Книги утешают людей в беде.
Книги становятся людям мудрыми советчиками.
Велика бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие (т.е. наполняющие) вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания, Велика есть мудрость; ведь и Соломон, прославляя ее, говорил: „Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх Господень… Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною цесари (т.е. цари, государи, правители) царствуют, а сильные узаконяют (т.е. узаконивают) правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут благодать». Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.
Объяснение:
Епітети: «зоре світова», «зошитки малі», «молодій весні», «колосистім полі», «чорна злива», «тяжкий мороз», «непожата нива», «постаті несхилій».
Сталі епітети: «рідний край», «Вкраїні милій»
Персоніфікація: «сонечко стає»
Метафора: «роботи час проганяє втому», «на рідний край впала чорна злива», «щебече юнь», «полетіло нас в молодій весні», «у тебе знов та ж доріжка в клас».
Порівняння: «Посивіла ти, як в тяжкий мороз непожата нива».