буквально сразу после выхода романа и.а. гончарова «обломов» в конце 1859 года в журнале «современник» выходит статья известного критика н.а. добролюбова, посвященная основным сюжетным линиям романа, анализу главного героя и такому собирательному явлению, как обломовщина. к сожалению, до наших дней не сохранились рукописи статьи, однако живы первые типографские гранки, которые использовались при печати первого варианта статьи. сегодня эти реликвии хранятся в пушкинском доме академии наук .
как среди произведений есть свои шедевры, так и среди критических материалов статья добролюбова можно назвать вершиной его мастерства. в ней автор проявил оригинальность своей эстетической мысли, а его мысли стали самостоятельным документом, претендующим на общественно-политическую значимость. для автора «обломовщина» стала «знамением времени». он считал главного героя «живым современным типом», утверждая, что таких людей, как илья ильич, в российском обществе не так уж и мало. в статье добролюбова «обломовщина» являла собой определенную аллегорию крепостного права.
в статье добролюбова явно прослеживалось его мнение относительно того, что необходимо как можно скорее разорвать все связи, сложившиеся между революционной демократией и либерально-дворянской интеллигенцией. именно реакционная сущность последней, в отличие от революционного взгляда на жизнь первой, стало для добролюбова свидетельством разложения правящего класса. такое состояние автор считал опасностью для освободительной борьбы, которая велась в те годы внутри россии. и.а.гончаров в своем знаменитом романе «обломов» описывает жизнь одного единственного человека – ильи ильича обломова. его любимое занятие, которым он привык заниматься – это лежание на диване. он не трудится, поскольку для этого есть другие люди – крепостные, а он – барин. в его жизни нет места проблемам, решениям, планам, зато охотно находится место для мечтаний, халата и лени. несмотря на достаточно молодой возраст (главному герою едва исполнилось 32 года), он нигде не служит, у него нет причин и желания выходить из дома, он ведет размеренную и спокойную жизнь в своем имении – обломовке. и такая жизнь для него привычна и, что самое страшное, приятна. паразитировать на труде крепостных крестьян для него привычно, комфортно и, что самое страшное, нормально. что еще включается в понятие обломовщины? во-первых, это стремление к удовлетворению естественных, почти животных потребностей: главные занятия для них – приготовление еды с ее последующим поглощением и сон, ничем непобедимый. во-вторых, это косность и бедный духовный мир. жителей обломовки не интересует смысл жизни – для них важно лишь решение бытовых вопросов. в-третьих, невозможность сделать что-то полезное для общества. как результат – из любознательного и живого мальчонки, коим был илюша в детстве, он вырос в ленивого и ничего не желающего мужчину. и даже пылкое чувство в душе, возникающая любовь к ольге и искренняя дружба со стороны андрея, не смогли преодолеть лень и нежелание жить полной жизнью.
еще одним человеком, против которого были направлены основные тезисы статьи, был известный публицист и писатель а.и.герцен. как известно, последний выступал автором статей, в которых высказывалась иная от мнения добролюбова точка зрения относительно такого понятия, как лишние люди и той миссии, с которой они пришли на эту землю. нельзя сказать, что герцен не отреагировал на статью добролюбова, внеся изменения в свои прежние высказывания. опубликованная критическая статья «что такое обломовщина» вызвала противоречивую реакцию. консерваторы, либеральные дворяне, буржуазная общественность негодовали, а представители революционного вектора развития общества, наоборот, праздновали победу. даже автор, придумавший образ ильи ильича, согласился с добролюбовым.
с легкой руки автора статьи понятие «обломовщина» вошло в оборот и применялось многими политиками и революционерами того времени – в частности, в.и.лениным.
Много всяческих приключений было в жизни героев Марка Твена - Тома Сойера и Гекльберри Финна. И в каждом эпизоде оказывается важна дружба ребят. Мне хочется вспомнить такой эпизод. Однажды Том проснулся с мысленным взором, который надо непременно найти сокровище. Но один он не пойдет на его поиски, здесь нужный товарищ. Наилучшим товарищем для этого оказался Гек Финн. Том открыл ему свои тайные планы. Он сказал, что сокровища обычно закапывают под домом, где живет нечистая сила, или на острове, или под сухим деревом, которое имеет особые приметы. Мальчики в своих поисках натолкнулись на покинутый дом. Рассматривая здание, они ожидали, что вот-вот в окне промелькнет голубой огонек и появится призрак. Поэтому и Геку было страшно, но их двое, итак, вместе они смогут преодолеть любого врага. Правда, с призраками им еще не приходилось бороться, но подвергнуть испытанию характер можно. Том и Гек подкрались к двери, дрожа, заглянули внутрь. Бесшумно вошли. В скором времени они услышали шаги. К дому приближались люди. Мальчики поднялись на второй сверх и затаились. Вошли двое подзаборников. Один из них был индеец Джо. Ребята прислушались к каждому слову.
Подзаборники нашли под одной из досок, которая прочь прогнившая, сундучок с золотом. Сокровище забрали с собой, но ребятам все-таки удалось узнать, где они спрятали золото, и завладели сокровищем. Том и Гек давно мечтали разбогатеть и вдруг, когда это произошло, выяснили, что богатство уже и не так важно. Оказалось, что быть богатым не очень весело. Для Гека богатством были лес, река. Гек предложил другу: «Возьми мою часть и пользуйся ею как бог на душу положит, а мне выдавай десять центов». Том на это ответил: «Никакое богатство не станет мне на помехе, и я пойду в разбойники». «Но же ты всегда был моим другом, и ты примешь меня в банду», - сказал Гек.
Но они решили, что банда - это плохо. Надо возвращать домой. Но перед возвращением ребята устроили посвящение. Они дали клятву стоять один за другого до конца, не предать и не выдать тайну. Мне кажется, что ярчайший примером дружбы Тома и Гека есть этот рассказ об их отношении к найденному золоту. Обычно говорят, что деньги портят отношения между людьми, а ребята были готу отдать друг другу сокровища ради своей дружбы, простейших вещей: любви к реке, лесу, к простой жизни.