В сцене «Обед в доме Кашириных» предложим нам прокомментировать и оценить поведение каждого участника этого эпизода. Читатели приходят к выводу, что рассказчик рисует один из обычных эпизодов темной жизни «неумного племени». Не случайно ему предшествует обобщенная авторская характеристика этой жизни, наполненной «горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Звериными законами, жестокостью, полным отсутствием уважения к личности отличается мир Кашириных и им подобных.
Читатель кратко разъяснит: период 70—80-х годов XIX века, описанный в повести, был характерен именно тем, что крупный капитал поглощал мелкое производство и частные предприниматели, обреченные на разорение, с безграничной жестокостью отстаивали свои собственнические интересы.
«Почему эта сцена вызывает у Алеши изумление?» — спросит Читатель. Важно, чтобы читатели вспомнили, какими были отношения между родителями Алеши. Обстановка, где царили любовь, дружба, взаимное уважение, творческий труд, бескорыстие, оставила неизгладимый след в душе мальчика. Вот почему жизнь в доме деда кажется Алеше «невыразимо странной», противоестественной, вызывает «жуткие» ощущения.
Анализ эпизода учащимся понять особенности нравственно-психологического облика каждого из героев, показать существующие между ними отношения, выявить причины «свинцовых мерзостей дикой русской жизни». Эта работа важна и для того, чтобы показать чувства и переживания Алеши, его отношение ко всему увиденному и тем самым приобщить нас к духовному миру героя, сделать их соучастниками, сторонниками его мыслей и чувств.
Зададим вопрос: «Какое впечатление произвела сцена ссоры на Алешу?» Одновременно выясним, как понимают наса слово «впечатление». Читатели отвечают, что большое впечатление производят поступки людей, то, как они ведут себя.
«За какими сторонами поведения следует наблюдать, стремясь в какой-то мере понять внутренние побуждения человека, его отношение к происходящему?» — спросит Читатель.
Не сразу появляются ответы, но постепенно раздаются возгласы: «Жесты! Позы! Выражение лица! Тон голоса!» Действительно, жесты, позы, действия, мимика, интонация — вот за чем наблюдаем мы вместе с Алешей, вот что дает нам право судить о внутреннем состоянии каждого из героев, понять, что болезненно искаженное лицо бабушки свидетельствует о ее страданиях, о жалости и к сыновьям, и к деду; спокойствие Григория Ивановича, связывающего руки одного из дядьев, говорит о том, что он привык к подобным сценам. Даже то, что мать Алеши неторопливо отходит к окну и поворачивается ко всем спиной, позволяет понять ее чувства; отвращение ко всему происходящему, желание показать, что ее не интересуют семейные распри и ей не страшны вой и рычание братьев.
Неизменный интерес вызывает у школьников анализ эпизодов «История с наперстком» и «Наказание у себя» (глава II): они расширяют представления о «неумном племени», о том впечатлении, которое складывается у Алеши.
Это будни семьи Кашириных, привычная обстановка, которая дополняет картину жизни, где проявление низменных и подлых свойств человеческой натуры было нормой, основной линией поведения.
По аналогии с анализом первых эпизодов Читатели выделяют прежде всего особенности поведения каждого из участников. От эпизода к эпизоду обнажаются и все более отчетливо проступают особенности характера каждого из героев, его склонности к добру или злу. Так, выявляется холодная жестокость, хитрость и коварство дядьев: один велит племяннику накалить наперсток, затем услужливо дует на него, когда дед обжигается, и тут же предает мальчика. Другой, прибежав на шум, тихонько смеется за печью, получая истинное удовольствие от случившегося, и только узнав, что его сын является виновником, начинает ссориться с братом. Дед, пользующийся в доме неограниченной властью, спокойно, деловито сеч
1.Хлопчик, якого назвали Петрусем, народився сліпим…. обличчя хлопчика завжди (було) нерухоме і якось не по-дитячому серйозне.
2.Чудового весняного дня … вивели хлопчика в поле, на берег близької річки. На обличчі хлопчика з'явився безпорадно-розгублений вираз... Від цих нових звуків сильно колотилося дитяче серце. Трель жайворонка, тихий шелест зазеленілої берізки…. – усі ці звуки хлопчик не міг схопити у цілості, і раптом знепритомнів.
3. (Максим зрозумів, що) чуйна натура хлопчика здатна відгукнутися, незважаючи на сліпоту, на поетичні образи пісні.
4. Для свого віку хлопчик був високий і стрункий; обличчя його було трохи бліде, риси тонкі й виразні. Чорне волосся ще дужче відтіняло білість обличчя, а великі, темні, мало рухливі очі надавали йому своєрідного виразу, що якось зразу привертав увагу. Його рухи в знайомому місці були впевнені, та все ж помітно було, що природна жвавість придушена і проявляється іноді досить різкими нервовими поривами.
5. Він затямлював пісні, ще уважніше ловив голоси навколишньої природи і часом вмів узагальнити їх вільною імпровізацією. Він і сам не міг відокремити в своїх піснях цих двох елементів: так суцільно злилися в ньому вони обидва.
6. (У 9 років) … Здавалося, Петро жив повним життям і не усвідомлював своєї сліпоти. А тимчасом якийсь дивний, недитячий смуток все-таки прозирав у його характері.
7. Петро усвідомив що її присутність (Евеліни) не дає йому щастя, а завдає особливого страждання… Хлопець грав на роялі сумні мелодії… Петро постійно думав, навіщо сліпому жити на світі.
8. Численна публіка зібралася в Києві … слухати оригінального музиканта. … в його імпровізації відбивалися живе почуття рідної природи, чуйний оригінальний зв'язок з безпосередніми джерелами народної мелодії.
9. І раптом над зачарованою юрбою у величезній залі, владна й захватна, стояла вже сама тільки пісня сліпих "Подайте сліпеньким... р-ради Христа". Це була пітьма на тлі яскравого світла, нагадування про горе серед повноти щасливого життя...
10. Максим … думав: "Так, він прозрів... Замість сліпої і невтолимої егоїстичної муки, він носить у душі відчування життя, він почуває і людське горе, і людську радість, він прозрів і зуміє нагадати щасливим про нещасних».