Комедия "Недоросль" Фонвизина -это яркий пример классической русской дворянской комедии.Фамилии героев комедии Фонвизина говорят сами за себя,характеризуют их суть.
Тарас Скотинин: дядя недоросля,Тарас-смутьян,бык в переводе,фамилия оправдана-характер у Тараса "скотский",ума нет,жадный человек,обожающий свиней,да и внешность скотоподобна.О себе говорит:"...Ну, будь я свиной сын,..."
Госпожа Простакова: сестра Скотинина ,грубая,недалёкая ,сварливая, жестокая помещица.О себе говорит:"...С утра до вечера, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится..."
Терентий Простаков :подкаблучник,простак и глупый человек.Терентий-в переводе своей жене во всём,по недомыслию,не имея своего мнения."...положить скоро границы злобе жены и глупости мужа..."
Митрофан : в переводе -походит на свою мать.Жесткий, бессердечный,избалованный подросток.Глупый,малодушный ябеда.
"Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!.."
Правдин: правдолюб,общественник.Борется с жестокостью помещиков,переживает за правду."Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчать судьбу несчастных..."
Милон: офицер,милый,добрый,храбрый молодой человек."молодой человек, похвальных свойств..."
Софья:племянница Стародуба, София в переводе мудрость. Софья - образованная, умная ,воспитанная девушка,с прекрасным характером."...ты соединяешь в себе обоих полов совершенства..."
Стародум:представитель настоящего,правильного дворянства, приверженец старинных порядков,человек чести.Прямой и честный человек:"...Я говорю без чинов. Начинаются чины- перестает искренность..."
Вральман:учитель Митрофанушки, лгун,враль ,водит за нос своих хозяев."...невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?.."
Цыфиркин:учитель математики,добрый,пытается научить Митрофанушку хоть цифрам,но он не знает математики "Малу толику арихметике маракую".
Кутейкин: дьячок,обучает грамоте Митрофана,кутейник-презрительное прозвище церковнослужителей.Дьячок -малограмотный трус,он не может научить грамоте,сам бросил учение на первом курсе.."убоялся бездны премудрости, просит от нея об увольнении."
Тришка-крепостной крестьянин,сообразительный и очень неглупый. Умеет хитрить,ловкий и шустрый слуга ,при к суровому норову барыни,чтобы избегать наказаний.
Еремеевна -добрая пожилая крестьянка,няня Митрофана.Верой и правдой служит Простаковым,которые даже не платят ей денег.
Я согласна с этим определением послепетровской эпохи ,касающейся оценки русской литературы .Принято иное определение .Пушкинская пора -это "золотой век" .Время Блока и Ахматовой ,"серебряный век" .Это общепринято. Как же быть?
Я всё же отдала бы часть золотого блеска именно литературе 18 века .И есть за что .
Ведь без этой плеяды поистине золотых умов и талантов мы не знаем ,каким бы языком говорил Пушкин .Какие проблемы поднимал бы Гоголь? О чём писали бы Герцен ,Толстой ( и далее- везде )
Назову тех ,кто в 18 веке создал основу для последующих поколений русских писателей,кем мы заслуженно гордимся и по сей день с интересом читаем произведения о нашей родине . Реформатор Тредиаковский , просветитель Сумароков , гений Ломоносов , патриарх поэзии Державин ,баснописец Крылов ,драматург Фонвизин ,писатель Радищев ,историк и писатель Карамзин .
Конечно же ,над всеми парит ( царит? ) уникальный Ломоносов .Он творец зарождающейся новой литературы.Он и поэт - классицист ,он и создатель новой системы русского стихосложения ,он и автор теории о трёх "штилях".НЕ будь у нас "этого первого русского университета " ( перифраз - то есть Ломоносова ) ,я уверен ,не скоро бы Россия заговорила современным языком .
А вельможный Державин ,который ,по меткому выражению Пушкина, их"заметил и в гроб сходя благословил"?.Все мысли патриарха российской поэзии ,все его слова ,вся его деятельность ,его честь - это польза и слава родного Отечества .Философское раздумье "Водопад"- это раздумье о смысле жизни ,о человеке .Он говорил :
Ум и сердце человека
Были гением моим
А "Памятник"? Ведь Пушкин не только на Горация равнялся в своём поэтическом завещании .На Державина .У него учился любви к народу и Отечеству .
.Особое место занимает среди писателей и "властителей дум "18 века - А.Радищев ,первый ,кто за печатное слово был сослан и наказан очень жестоко .И начало положила ода"Вольность" В ней впервые была поднята именно тема народа ,нравственности ,восхищения достоинством,трудолюбием ,талантом к сопротивлению русского народа ."Путешествие из Петербурга в Москву "_ это песнь о народе : и гимн ему ,и поминание ,и скорбь ..."Анюта из "Едрово "- идеал писателя ." Полесть"- аллегория =просветительскому прозрению .
А "сатиры смелый властелин ...Фонвизин ,друг свободы"?Его бессмертная пьеса "Недоросль "до сих пор - непревзойдённая сатирическая характеристика поместного дворянства .Изучается в школе и вызывает неугасающий интерес школьников .Актуальна и по сей день !
Я уже не говорю о баснях Крылова .В 19 веке "насмешки вечные над львами ,над орлами "раздражали .например ,Фамусова ,а сейчас с удовольствием эти басни читают и изучают школьники ,им всё понятно .пороки человеческие через столетия не очень поменялись .
Особое место в ряду литераторов 18 века можно отвести Карамзину .Опять - чудо ."Бедную Лизу" ,сентиментальную повесть ,читают и и изучают современные школьники и "над вымыслом обливаются слезами " девчонки ,стараясь не повторить ошибок Лизы.А "История Государства Российского?" Настольная книга многих знакомых мне людей .
Многое можно "вменить" в заслугу 18 веку и его литературе .
Подводя итог ,могу сказать ,что 18 век - это этап становления духовной культуры национального самосознания моего народа .В это время просветителями века были заложены основы идейных представлений ,тем ,жанров .Оформился классицизм ,преобразовалось стихосложение ,начал формироваться русский литературный язык ,создана была периодическая печать (Сумароков .Новиков .Крылов ),что привело литературу к дальнейшему расцвету.