Чернавка верная служанка злой Царицы и не смеет её ослушаться. Царица отправляет Чернавку завести Царевну в далеко в лес, привязать её к дереву и оставить её в таком положении одну, чтобы она не смогла вернуться и погибла там от лесного зверя. Чернавка так и сделала, как велела Царица - отвела Царевну в самую глубину леса. Но, когда Царевна взмолилась перед Чернавкой, не причинять ей зла, то та сжалилась над ней и не стала её привязывать к сосне. Это говорит о том, что Чернавка знала злую натуру мачехи и не принимала её.Но когда Царица узнаёт с зеркальца, что Царевна всё-таки жива, то угрожает Чернавке смертью и та покорно отправляется в лес, чтобы завершить начатое.Чернавка, представ перед Царевной в виде нищенки, благодарит Царевну за поданный ей хлеб, золотым яблочком, которое отравлено, после того как Царевна откусывает кусочек отравленного яблока, она засыпает и всем показалось, что она умерла.
Этот жестокий поступок Чернавки говорит о том, что она боится Царицы, боится за свою жизнь и поэтому делает зло Царевне.
Именно мужик, которого они нашли, стал ловить им дичь в силки, сплетенные из собственных волос, суп в пригоршне варить.
Вернувшиеся в Петербург генералы отплатили мужику за их жизней: «выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» .
В этой сказке Салтыков-Щедрин бичует неблагодарность господствующего класса, но также осмеивает и рабскую покорность «мужика» , утратившего свое человеческое достоинство.
Видел ли Щедрин возможность изменить существующие порядки?
Сатирик был близок ко взглядам революционных просветителей, считавших, что через обновленное сознание народа возможно приблизить революционный переворот.
С горькой иронией отмечал сатирик податливость, рабскую покорность крестьянства в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» . Генералы здесь выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем другие краски. Они «ничего не понимают» , они трусливы и бес жадны и глупы. А между тем генералы мнят себя людьми благородными, помыкают мужиком: «Слышь, лежебок!... Сейчас марш работать от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы высылают ему на кухню жалкую подачку: «.рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина! » Сатирик подчеркивает, что ждать народу от эксплуататоров лучшей жизни бесполезно. Счастье свое народ может добыть, только сбросив его тунеядцев.