Приветствую!
Большая часть действия пьесы сосредоточена на мужчинах, их отношениях между собой и интригах. В стороне мелькают немногочисленные женские образы, описанные автором кратко и довольно язвительно. Супруге городничего, Анне Андреевне, уделено больше всего времени. Она много говорит, суетится, часто меняет наряды, но эта деятельность ее – пустая, лишена смысла. Все сводится к желанию поскорее выведать подробное описание нежданного ревизора и сразить его своим видом. Мелочная и чрезвычайно любопытная, жена Антона Антоновича погрязла в бытовой рутине, постоянных пререканиях с мужем и дочерью.
Кокетничая с молодым Хлестаковым, она благосклонно принимает его пылкие речи. Только возможность обвенчать дочь, Марью Антоновну, с перспективным (как она считает) чиновником заставляет ее вспомнить о супружеских узах. Анна Андреевна уже грезит о столичной жизни, искренне надеясь, что там ей будут также преувеличено льстить, как в городке. Избалованная вниманием и похвалами, она живет в выдуманном мире, не воспринимая очевидных фактов реальности.
Ее молоденькая дочь обрисована вскользь. Видно, что Марья Антоновна неглупа, у нее есть своя точка зрения, которую она отстаивает, споря с матерью. Жеманясь и напуская на себя излишнюю скромность, дочка городничего озабочена лишь нарядами и впечатлением, производимым на «столичного» чиновника. Несмотря на родственные узы, нет между этими фигурами ни близости, ни искренности, ни тепла. Каждая думает только о себе и отстаивает личные интересы.
По очень точному наблюдению критики, — «новый уровень общения людей: здесь душа с душою говорит» . Если в повестях Распутина душа высока в своей трагедии, но одинока, то в рассказах она распахнута навстречу миру, природе. Эта устремленность вовне душ героев обуславливает их обогащение неведомыми ранее чувствами.
Любовь к добру — вот что привлекает в героях распутинских рассказов. Все они стремятся обрести внутреннюю гармонию, быть в ладу с собою, с людьми, с природой. Может быть, это происходит еще и потому, что энергия доброты, излучаемая взрослыми, жадно воспринимается детьми и затем приносит в их душах щедрые дары. В одном из лучших рассказов Распутина «Век живи — век люби» пятнадцатилетний Саня как раз и является носителем такого изначального заряда добра, уже требующего своей реализации. Это добро воплощено в стремлении к любви, ибо в ней — вся сила, держащая этот мир, не дающая ему пропасть; в ней — вся сущность человека: для того он и явлен миру, чтобы отблагодарить, согреть его своею любовью. Иначе, зачем человек в прекрасном мире — не для себя же только одного рожден он на свет?!