Основной темой творчества Н.А Некрасова было описание судьбы родного народа, к которой он был неравнодушным. Он видел страдания крестьян, и это вызывало в нем сочувствие, и желание А он мог своим творчеством, своими поэтическими рассказами о народной судьбе. Он пытался побудить в народе желание изменить существующий порядок жизни, перестать быть рабами, помнить, что все люди имеют право на лучшую жизнь.
Стихотворение «Железная дорога» Н.А.Некрасов написал в 1864 году. А напечатано оно было в журнале «Современник» в 1865 году. Стихотворение Некрасов написал о событиях, которые реально происходили в его стране при строительстве железной дороги между Москвой и Петербургом. Сочинение построено на диалоге между попутчиками, которые ехали по этой магистрали, построенной на крови и поте простого народа.
Повествователь был в одном вагоне с мальчишкой Ваней и его отцом-генералом. Когда сын спросил у своего отца, кто построил эту железную дорогу, то в ответ услышал имя графа Петра Андреевича Клейнмихеля, царского министра. Некрасова такой ответ заставляет рассказать мальчишке правду, о тех людях, которые работали на этом строительстве. Он рассказывает, какие невероятные страдания, холод и голод переносили рабочие, многие из которых не дожили до открытия дороги.
Автор в своем стихотворении называет голод царем, так как нищенское существование гнало людей работать в невероятных и страшных условиях. Перед читателем предстают картины непосильного труда. Мальчик как бы видит во сне всех этих людей, как они жили в землянках, мерзли, болели цингой. Главным властелином всех этих страданий был голод. Людям, чтобы прожить, нужно было где-то искать средства для пропитания, и они шли на такие нечеловеческие условия труда. Государству было без надобности дать людям нормальные условия, облегчить труд. Царские министры видели, что люди и так были согласны на все.
У Некрасова тяжкий труд и невероятная переносить терпеливо все тяготы вызывают уважение. Он надеется, что такое положение простого народа может измениться. Но при чтении «Железной дороги» читатель понимает, что автор стихотворения с грустью понимает, что лучшее будущее наступит не скоро. Он выражает свою мысль такими словами: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе».
Противопоставляет народу автор своего попутчика, жестокого генерала, который считает, что народ не может создать ничего прекрасного. Генерал просит Некрасова показать и хорошую сторону строительства. Но читатель понимает, что хорошим завершением работы была подачка в виде бочки вина, которую мужики получили за свои труды от купца-подрядчика, а многие не дождались и такой «награды», остались лежать вдоль полотна железной дороги. Но, как ни странно, крестьяне были рады такой награде, от отчаяния, скорее всего. Они выпрягают лошадь и сами везут купца по дороге с криком «ура».
Свое стихотворение автор заканчивает на пессимистической ноте, спросив у генерала, можно ли еще отрадней увидеть картину?
Но, видя угнетение народных масс, Некрасов мечтал, чтобы на его родине не было несправедливости, чтобы люди не работали в таких тяжелых условиях, и чтобы никто не чувствовал себя рабом. Он верил, что такое время когда-то наступит, и люди построят общество, в котором будет мир и счастье.
В них отразилось все русское общество пореформенной поры, все общественные и социальные силы России.
Основными темами сказок Салтыкова-Щедрина являлись: обличение самодержавия (“Медведь на воеводстве”), господствующего класса (“Дикий помещик”), либерализма (“Премудрый пискарь”, “Либерал”, “Карась-идеалист”), а также затрагивалась проблема народа (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”).
Аллегория сказок Щедрина всегда также прозрачна, как и в баснях Крылова, где,
по мысли Белинского, нет зверей, а есть люди, -“и притом русские люди”.
Сказки Салтыкова-Щедрина неслучайно называли баснями в прозе, так как в них четко прослеживалась соответствующая этому жанру традиция изображения человеческих пороков в образах зверей. Щедринская сказка, как и басня Крылова или Эзопа, всегда несет в себе поучение, мораль.
Предметом сатиры становились не отдельные, зачастую случайные события и происшествия и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до бессловесного народа-раба, трагедия которого заключалась в не протестовать против жестоких форм жизни.
Так, основная идея сказки “Медведь на воеводстве” заключается в том, что причины народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере самодержавной системы. А это значит, что народа - в свержении царизма.
Сатира Щедрина, таким образом, имеет устойчивую политическую окраску.
Сатирик борется не с конкретными явлениями, а с порождающим и вскармливающим эти явления социальным строем. Салтыков-Щедрин рассматривает каждого отдельного человека как продукт породившей его общественной среды, лишает художественный образ всех человеческих черт и подменяет индивидуальную психологию проявлениями классового инстинкта. Всякий поступок героя осмысляется Щедриным как социально необходимый и неизбежный.
Изображение “призрачности” политической действительности требовало соответствующей формы, которая, доведя явление до абсурда, до уродства, обнажила бы его подлинное безобразие. Такой формой мог быть только гротеск (соединение несоединимого) , который является в сказках важным источником комического эффекта. Так, гротеск искажал, преувеличивал действительность, фантастика же самым необычным жизненным явлениям придавала характер привычности и обыденности, а мысль о ежедневности и регулярности происходящего только усиливала впечатление. Чрезмерная жестокость политического режима и полное бесправие народа действительно граничили с волшебством, с фантастикой. Так, например, в сказке “Дикий помещик” Щедрин в уродливо-комическом виде показал апогей как нравственного, так и внешнего “запущения” человека. Помещик “оброс волосами, ногти у него стали, как железные”, он начал ходить на четвереньках, “утратил даже произносить членораздельно звуки”, “но хвоста еще не приобрел”.
Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности.
Такова, например, сказка "Соседи".
Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...