Рассказывается о молодой девушке Марье Гавриловне,которая была влюблена в прапорщика Владимира.Они решили тайно венчаться,потому,что родители были против их брака. Когда Марья Гавриловна,встретив кучера,присланного Владимиром,приехала в церковь Владимира еще не было.На улице была метель и он сбился с пути,попав в соседнюю деревню лишь к утру.А тем временем с Марьей венчался другой молодой гусар,попавший в церковь случайно.После этого Марья Гавриловна тяжело заболела.Родители даже согласились отдать ее за Владимира,но Владимир даже видеть ее отказался и вскоре уехал в армию.Любящий человек никогда бы не позволил своей возлюбленной уйти в ночь и в метель ради своего счастья.Через некоторое время, Марья Гавриловна,оправившись от горя познакомилась с Бурминым,гусаром,который приехал в отпуск и жил в поместье недалеко от нее.Они полюбили друг друга.В конце она узнала,что Бурмин и был тем самым гусаром,с которым они венчались в ту ночь.Невероятное везение то,что венчание оказалось в последствии счастливым,по любви.
В идее произведения лежит проблема «высокого зла» , рожденного деятельным стремлением к добру и счастью. «Маскарад» - это социально – психологическая романтическая драма. Характеризуется противопоставлением героя окружающей среде, условностью окружающей обстановки, символикой. В драме обличаются общественные отношения и страдающий в этих условиях незаурядный человек. Он стремится уйти от царящих в современном ему обществе условностей, своекорыстия и фальши, но в то же время сам заражен эгоистическими помыслами и чувствами. Лермонтов презирал светское общество. Славившиеся в то время вечера, балы и маскарады в доме Энгельгардта, посещались не только столичной знатью, но и членами царской фамилии во главе с императором. Картину нравов дворянского общества Лермонтов нарисовал и в «Маскараде» . Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у Энгельгардта. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, - говорит Арбенин, - все чины равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело» . Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски. Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы черты «нормального» состояния, в котором эти люди находятся в действительной жизни. В образе Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонах своевольного героя, бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначены его нравственные слабости. Гегель пишет, что в этих коллизиях главным является то, что человек вступает в борьбу с чем-то в себе и для себя нравственным, истинным, святым, навлекая на себя возмездие с его стороны. [3] Так «гордый ум» Арбенина изнемог в конфликте со светом и собственными представлениями, внушенными той же порочной средой. Арбенин двойственен. Он и жертва и преступник. Автор и сочувствует и осуждает его. И всё-таки «высокое» злодейство героя – индивидуалиста снижено до обычного преступления, ибо Арбенин не знает других законов. Раз в жизни Арбенин поступил не «по - Арбенински» и жестоко поплатился.