ответ:
что для него страшнее каторги?
раскольников «был болен уже давно; но не ужасы каторжной жизни, не работы, не пища, не бритая голова, не лоскутное платье сломили его.. он заболел от уязвленной гордости» . раскольников не раскаялся в своем преступлении. «жить, чтобы существовать? но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего» . он обвинял себя в том, что сознался. спрашивал себя, почему не поступил так же, как свидригайлов. «он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять, что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего вос¬крешения его, будущего нового взгляда на жизнь» .
почему так тяжело он переносил каторгу?
он жил в остроге, не глядя никому в глаза, так как смотреть было «омерзительно и невыносимо» . в остроге его не лю¬били, даже ненавидели. однажды каторжане напали на него с криками «безбожник! . убить тебя надо! » , конвойный с трудом усмирил их. он не понимал, почему соню здесь любят, называют «матушкой софьей семеновной» . он «углублен в самого себя» , «ясно понимает свое положение» , ходит на работы, к пище равнодушен, что спит на нарах, подстилая под себя войлок, что равнодушен к своей судьбе, что во время сониных посещений он груб с нею, но теперь привык к тому, что она приходит.
какую роль в возрождении сыграли болезнь и сон?
в бреду раскольникову чудилось, что мир погибнет из-за болезни, но останутся «весьма немногие избран¬ные» , что будто существуют духи, которые, вселяясь в людей, заставляют их чувствовать себя умными и непоколебимыми в истине. зараженные люди убивают друг друга. остается лишь несколько человек, которые должны начать новый род людей и новую жизнь, но их никто не видит и не слышит. когда раскольников выздоравливает, ему сообщают, что заболела соня. он получает от нее записку, где она пишет, что простуда у нее легкая и скоро она придет повидаться с ним. утром он отправляется на «работы» , видит берег реки, где «была свобода» . появляется соня. у ее ног раскольников плачет. он понимает, что любит ее. еще семь лет каторги впереди, но он чувствует, что воскрес. каторжники теперь тоже относятся к нему иначе. он держит под подушкой евангелие, так как осознает, что «вместо диалектики наступила жизнь» .
Русская классическая литература подарила миру великолепные образцы поэтического творчества. Стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова стали подлинными шедеврами. Одной из главных тем для этих великих мастеров слова была проблема цели и места поэзии в жизни, назначения поэта, его роли в обществе.
Но Пушкин верит, что «взойдет она, звезда пленительного счастья». И после разгрома восстания декабристов он остался верен идеалам передовых людей эпохи. В стихотворениях «Во глубине сибирских руд…», «Арион» Пушкин прославляет великий подвиг декабристов, совершенный на благо страны. В 30-е годы патриотизм в лирике Пушкина особенно ярко проявился в дни польского восстания. Поэт выступает не защитником монархии и не врагом польского народа, а русским патриотом, думающим о судьбе России:
Но вы, мучители палат,
Легкоязычные витии,
Вы, черни бедственный набат,
Клеветники, враги России!
В стихотворении «Памятник», которое является своеобразным подведением итогов поэтической деятельности, Пушкин говорит, что всегда оставался гуманистом, вольнолюбцем и патриотом. До самой смерти поэт был верен своим идеалам.
Смерть Пушкина «разбудила» Лермонтова. Неизвестный ранее поэт стал знаком каждому русскому человеку. Ненависть к крепостному праву, жажда свободы, протест против самодержавия роднили его с передовыми людьми эпохи.Подлинным образцом гражданской лирики Лермонтова явилось стихотворение «Смерть поэта», в котором прозвучал отклик русского поэта на великую утрату. Остро волновала поэта тема общественного поведения человека. Поэт-гражданин, Лермонтов любил свою родину высокой любовью. Он желал счастья своей стране, русскому народу, противопоставляя свой патриотизм казенному патриотизму:
Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…
Поэт восхищается русской природой, народными праздниками. Лермонтов ненавидит «страну рабов», «страну господ». Он обращается к славному периоду жизни России, победившей Наполеона. Поэт говорит о силе русского характера, о мужестве простого народа, защищавшего Родину:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Лермонтов прославляет ратный подвиг, героизм народа в войне:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Вот он, истинный патриотизм! Именно так Лермонтов понимал чувство любви к России, и это нашло свое отражение и произведениях поэта.
Данный ответ на вопрос - Персей.