Семья занимает важное место в жизни каждого человека, но особое значение она имеет для тех людей, которые рано потеряли своих близких, знают, что значит остаться сиротами, и потому стремятся во что бы то ни стало создать собственный уголок любви и уюта на земле. Именно такое значение имела семья для Андрея Соколова — главного героя рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956).
Этот мужчина рано лишился своих родных: мать, отец и сестра героя умерли от голода еще тогда, когда Андрей был совсем молод. Вернувшись с Кубани, где он «ишачил на кулаков», мужчина вскоре женился на такой же «сиротке», как и он сам, Ирине. Жена ему попалась хорошая: «…смирная, веселая, угодливая и умница…». Ирина действительно была очень мудра, так как она с детства знала, «почем фунт лиха стоит», поскольку воспитывалась в детском доме. Девушка всегда обращалась с мужем ласково, никогда не ругала и не упрекала его. Именно поэтому Андрей Соколов очень любил свою «Иринку» и не было для него на свете женщины «красивее и желанней ее».
Вскоре у молодой пары появились дети: сначала старший сын, а затем и две дочери. У Андрея была хорошая работа, поэтому они с женой построили неплохой дом и обзавестись хозяйством. Малыши подросли и затем пошли в школу. Этот период был самым счастливым в жизни Андрея Соколова, но тут началась война и мужчине пришла повестка из военкомата, и настало время ехать на фронт. Андрею тяжело было расставаться с любимой семьей. Его сердце разрывалось от жалости к жене, которая прощалась с ним так, словно видела мужа в последний раз. С горечью смотрел он и на своих «осиротелых», сбившихся в кучку детей.
Будучи на фронте, а затем и в немецком плену, герой ни на миг не забывал о своей семье. В мыслях он все время разговаривал со своей женой и детьми, и именно это дало ему силы выжить и пройти через весь ад фашистских лагерей.
Вернувшись на родину, первое, что мужчина делает, находясь в госпитале, это пишет письмо жене, но ответа на это послание ему приходится ждать очень долго. Герой настолько переживает, что даже не может ни есть, ни спать: он сердцем чувствует беду. И действительно, с семьей Андрея Соколова произошла ужасная трагедия: на дом, где находилась Ирина с дочками, упала бомба. Когда герой узнает об этом, в глазах у него темнеет, а сердце сжимается в комок. Мужчина даже не может дочитать письмо со страшным известием до конца, и просто «отлеживается» на койке.
Все надежды и мечты о счастливом спокойном будущем с женой и детьми для героя рушатся в один момент. Даже спустя много лет после трагедии, Андрею Соколову настолько сложно вспоминать об этом событии, что он прерывает свой рассказ, а затем совершенно «иным, прерывистым и тихим» голосом просит автора «перекурить» вместе с ним. Удивительным мужеством должен обладать человек, чтобы найти в себе силы пережить смерть близких и не замкнуться в своем горе, и Андрею Соколову удается справиться с собой. Вскоре он узнает, что сын его Анатолий, ушедший на фронт, жив и здоров. В герое сразу же пробуждаются радостные «стариковские мечтания».
Но жизнь опять готовит Андрею Соколову новый удар: Анатолия «аккурат» в День Победы убивает немецкий снайпер. Сложно описать словами, что мог чувствовать герой, когда хоронил «в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду». Кажется, что после такого удара мужчина уже точно не сможет оправиться, но герою все-таки удается найти для себя новый смысл: он берет «к себе в дети» осиротевшего мальчика Ваню. Таким образом, Андрей Соколов вновь обретает семью, и это позволяет ему вспомнить, что такое любовь, и почувствовать, что он не один в этом мире.
История создания рассказа
Рассказ «Любовь к жизни» был написан американским писателем Джеком Лондоном в 1905 году, издан в сборнике рассказов о приключениях золотоискателей в 1907 году. Представляется возможным, что рассказ имеет долю автобиографичности, по крайней мере, имеет под собой реальную основу, так как писатель приобрел немалый жизненный и писательский опыт, плавая матросом на шхунах и принимая участие в покорении Севера в дни «золотой лихорадки». Жизнь обеспечила ему массу впечатлений, которые он выразил в своих произведениях.
Добавляет подлинной реальности и то, с какой географической детализацией автор изображает путь своего героя – от Большого Медвежьего озера до устья реки Коппермайн, впадающей в Северный Ледовитый океан.
Сюжет, герой рассказа
Конец 19 века ознаменовался целой цепочкой «золотых лихорадок» - люди в поисках золота массово исследовали Калифорнию, Клондайк, Аляску. Типичная картина представлена и в рассказе «Любовь к жизни». Два друга, путешествующих в поисках золота (и добывших приличное количество), не рассчитали сил на обратную дорогу. Нет провизии, нет патронов, нет элементарных психических и физических ресурсов – все действия совершаются автоматически, словно в тумане. Герой, переходя через ручей, оступается и повреждает ногу. Товарищ по имени Билл без малейших раздумий бросает его и уходит, даже не обернувшись.
Главный герой остается бороться. Добыть животную пищу он не может, рыба из маленького озерка ускользает, несмотря на то, что он ручную вычерпывает из водоема всю воду. Золото пришлось бросить из-за его веса. Судьба Билла оказалась печальной – безымянный герой набрел на кучу розовых костей, лохмотья одежды и мешочек с золотом.
Кульминацией рассказа становится встреча с волком, слишком больным и слабым, чтобы напасть на человека, но явно рассчитывающим полакомиться трупом человека, когда тот умрет от истощения и изнеможения. Герой и волк сторожат друг друга, ведь он в равных условиях и в каждом из них говорит инстинкт выживания – слепая и самая сильная в мире любовь к жизни.
Главный герой притворяется мертвым, ожидая нападения волка, и когда тот нападает, человек даже не душит его – он придавливает его своим весом и прогрызает волку шею.
У самого моря команда китобойного судна замечает на берегу нелепое копошащееся существо, ползущее к кромке воды. Героя принимают на корабль и вскоре замечают его странность – он не ест хлеб, подаваемый к обеду, а прячет его под матрас. Такое помешательство развилось из-за длительного неутолимого голода, который ему пришлось испытать. Впрочем, вскоре это .
Анализ, главная идея
Рассказ построен на противопоставлении вначале Билла и безымянного героя, затем – безымянного героя и волка. Причем Билл в этом сравнении проигрывает, так как сравнивается с учетом моральных критериев и терпит поражение, а волк остается с героем на равных, так как природа не знает жалости, как и человек, доведенный до последней черты.
Главной идеей рассказа является мысль о том, что борьба человека с природой за право существования беспощадна, несмотря на то, что человек вооружен еще и разумом. В критических ситуациях нас ведет инстинкт или любовь к жизни, и практика показывает, что выживает сильнейший. Природа не ведает жалости и снисхождения к слабому, уравнивая в правах хищников и травоядных. С точки зрения природного выживания Билл считал себя правым, избавляясь от в виде раненого приятеля. Но важнее оставаться человеком до конца.
Наткнувшись в тундре на останки своего погибшего товарища, около него он видит мешочки золота. Здесь поднимается также тема жадности, что и погубило его приятеля.
Герой сражается голыми руками с уставшим от преследования его волком и сразив, засыпает. Его замечает китобойное судно и подбирает на борт. Жажда к жизни и мужественное поведение героя в критически трудные минуты и дни испытаний, становятся крайним проявлением силы духа и человеческого достоинства.
В этой книге я понял что ко всему не надо подходить серьёзно. Что надо сначало подумать, а потом делать. В этой книге я понял что не надо подходить ко всему так серьёзно. человек из-за этого не смог открыть лачик который просто открывался. Эта басня смешная, но она имеет большой смысл, который легко открывается читателю.