Глава 1. Сержант гвардии. Глава открывается биографией Петра Гринева: отец служил, вышел в отставку, в семье было 9 детей, но все, кроме Петра, умерли в младенчестве. Еще до его появления на свет Гринева записали в Семеновский полк. До совершеннолетия он считался в отпуске. Воспитывает мальчика дядька Савельич, под руководством которого Петруша осваивает русскую грамоту и учится судить о достоинствах борзого кобеля. Позже к нему выписывают француза Бопре, который должен был учить мальчика «по-французски, по-немецки и другим наукам», но воспитанием Петруши он не занимался, а пил и гулял по девицам. Отец вскоре обнаруживает это и выгоняет француза. Когда Петру идет семнадцатый год, отец отправляет его на службу, но не в Петербург, как надеялся сын, а в Оренбург. Напутствуя сына, отец велит беречь ему «платье снову, а честь смолоду». По приезде в Симбирск Гринев знакомится в трактире с ротмистром Зуриным, который учит его играть на бильярде, спаивает и выигрывает у него 100 руб. Гринев «вел себя, как мальчишка, вырвавшийся на волю». Наутро Зурин требует выигрыш. Желающий показать характер Гринев заставляет Савельича, несмотря на его протесты, выдать деньги и, пристыженный, уезжает из Симбирска.
Глава 2 Вожатый. По дороге Гринев просит у Савельича прощения за свое глупое поведение. В пути их застает буран. Они сбиваются с дороги. Встречают человека, «сметливость и тонкость чутья» которого поражают Гринева, человек просит проводить их до ближайшего жилья. В кибитке Гриневу снится сон, будто он приезжает в усадьбу, застает отца при смерти. Петр подходит к нему за благословением и видит вместо отца мужика с черной бородой. Мать уверяет Гринева, что это его посаженый отец. Мужик вскакивает, начинает размахивать топором, комната заполняется мертвыми телами. Петру же мужик улыбается и зовет под свое благословение. На постоялом дворе Гринев разглядывает вожатого. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Вожатый разговаривает с хозяином на «иносказательном языке»: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камешком, да мимо». Гринев подносит вожатому стакан вина, дарит ему заячий тулупчик. Из Оренбурга старый товарищ отца Андрей Карлович Р. направляет Гринева на службу в Белогорскую крепость (40 верст от города).
Глава 3 Крепость. Крепость похожа на деревушку. Распоряжается всем разумная и добрая старушка, жена коменданта, Василиса Егоровна. На другое утро Гринев знакомится с Алексеем Ивановичем Швабриным, молодым офицером «невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Швабрин переведен в крепость за дуэль. Швабрин рассказывает Гриневу о жизни в крепости, описывает семью коменданта, особенно нелестно отзывается о дочери коменданта Миронова - Маше. Швабрин и Гринев приглашены на обед в семью коменданта. По пути Гринёв видит «учения»: комендант Иван Кузьмич Миронов командует взводом инвалидов. Сам он при этом одет в колпак и китайский халате.
Глава 4 Поединок. Гринев очень привязывается к семейству коменданта. Его производят в офицеры. Гринев много общается со Швабриным, но тот ему нравится все меньше, а особенно его колкие замечания о Маше. Гринев посвящает Маше посредственные любовные стихи. Швабрин резко их критикует, оскорбляет Машу в разговоре с Гриневым. Гринев называет его лжецом, Швабрин требует сатисфакции. Перед дуэлью по приказанию Василисы Егоровны их арестовывают, дворовая девка Палашка даже отнимает у них шпаги. Через некоторое время Гринев узнает от Маши, что Швабрин за нее сватался, а она отказалась (этим и объясняется упорное злословие Швабрина по адресу девушки). Дуэль возобновляется, Гринев ранен.
Глава 5 Любовь. Маша и Савельич ухаживают за раненым. Гринев делает Маше предложение. Пишет письмо своим родителям. Швабрин приходит навестить Гринева, признает, что сам был виноват. Отец Гринева отказывает сыну в благословении (ему известно и о дуэли, но не от Савельича. Гринев решает, что отцу сообщил Швабрин). Маша избегает Гринева, не хочет свадьбы без согласия родителей. Гринев перестает бывать в доме Мироновых, падает духом.
Я думаю, что доброе сердце – это очень важно. Мы все живём в своих мыслях, проблемах, заботах. Только сердце нам почувствовать другого человека, ситуации. Многое можно понимать разумом, но он не всегда подсказывает человечные ответы. То есть можно сделать правильно вроде бы, но плохо для других. Сердце говорит нам правду.
Нужно его открывать, нужно слушать, но, с другой стороны, и разум на что-то нам дан. Сколько в литературе и просто жизни примеров, когда плохие люди пользовались добротой. Когда человек добрый выдыхается из сил, во всем себе отказывает, но не может отказать очередному просящему. Добряк забывает о себе, а его просто используют и выбрасывают. Это ужасно, по-моему. Но сейчас, я слышал, такое бывает. И ещё такое было даже в эпоху рыцарей, хотя, понятно, меньше.
Нужна гармония сердца и разума. И одно, и другое дано нам не просто так. Всё нужно использовать, чтобы людям окружающим и себе самому лучше стало. Мы ведь не ходим одной ногой! Да, руку одну больше развиваем, но, кстати, я слышал, что для мозга лучше использовать и левую руку – пробовать рисовать, например.
Я знаю, что некоторые мои знакомые могут поступить правильно. А после их совесть мучает. Часто они исправляют ситуацию. И это не обязательно что-то глобальное, а именно мелочи – не слушал кого-то в разговоре, думал о своём. После специально ищешь встречи с человеком, чтобы выслушать его. Защищать свое пространство, свой ум уже, говорят, вошло в привычку. Слишком много сейчас информации, на всё время не уделить. Или ещё вопрос: нужно ли нищим подавать? Особенно, когда они пьяные мужики, а просят у бабулек. И даже требуют! Думаю, что нужно смотреть по ситуации.
У меня самого сердце доброе! Мне все так говорят. Так что, обращайтесь – рассмотрим. В смысле, я стараюсь развивать свое сердце, но без отрыва от разума.