Через все творчество А.Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как
символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах
Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды,
вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца»,
измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения.
В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти
через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела смерть Лариса,
человек «горячего сердца» из пьесы «Бесприданница». В поэтике Островского с
замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия «темного
царства» и романтическая, просветленная взволнованность «горячего сердца».
Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные изменения. Здесь
«значительные лица в городе» — европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и
Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита
Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает
барин — судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло сближение между торговым
сословием и дворянством, некогда сторонившимся предпринимательства). Но за внешним
лоском этих хозяев жизни — тяжкое дыхание бессердечного мира купли-продажи, циничного
торга, беспощадного приобретательства. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что
происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее
красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом
говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на
вас, как на вещь». И героиня соглашается, она наконец прозревает и понимает свое место в
этом обществе: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...» Смертельно раненная
женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого... не видела
сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости:
«Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — замечает Кнуров.
Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спорта: «Я любви
искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Выстрел Карандышева
приносит ей избавление от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять
условия богача Кнурова: «...Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали
бриллианты... Я не нашла любви, так буду искать золото».
Золото — тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и
жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей
человека, достойного высоких чувств.
В этом «темном царстве» красота — проклятие, красота — гибель, или физическая, или
духовная.
Петька— сын кухарки Надежды, с малолетства отданный служить в парикмахерскую к Осипу Абрамовичу. Ему десять лет - это худенький, маленький мальчик, веснушчатый, вечно сонный рассеянный, с полуоткрытым ртом, грязными руками и шеей, с нехорошими струпьями на голове. Около глаз и носа у него уже прорезались тоненькие морщинки, которые делают его похожим на состарившегося карлика. Его обычные дни проходят так однообразно, что напоминают затянувшийся неприятный сон. И зимой, и летом он видит вокруг один и тот же интерьер, за окном парикмахерской наблюдает одну и ту же картину, слышит один и тот же резкий оклик «мальчик, воды» и подает воду при появлении очередного посетителя. Все это отупляет Петьку, ему скучно и тошно н хочется в какое-нибудь другое место, хотя ничего другого он н не знает. Даже когда его навешает мать. Петька остается равнодушен и не пытается жаловаться. Все меняется, когда мать забирает его летом на дачу. Множество ярких впечатлений обрушивается на него уже в дороге, он не отходит от окна и вертит головой во все стороны., боясь что-то упустить. Все для него настолько ново и странно, что он снова становится ребенком, живым, эмоциональным и любознательным. Он видит поле и поражается тому, что можно видеть так далеко, смотрит на небо и замечает, какое оно ясное и широкое, все кажется ему чудесным и удивительным: и маленькие домики вдали, н церковь, кажущаяся игрушечной, и зеркальная гладь реки. А уж на даче впечатления столь ярки и сильны, что он не сразу может с ними справиться. Все в природе волновало и пугало его и он часто возвращался к матери, терся возле нее, а после того, как познакомился с гимназистом Митей, который научил его рыбачить, плавать, и вообще был неистощим на выдумки, ощутил свое слияние с миром природы, перестал бояться, освоился, загорел и окреп. Однако счастье Петьки длилось недолго: хозяин вызвал его в город раньше времени, и нужно было возвращаться в город. Когда Петька узнал об этом, то был настолько потрясен, что его протест вылился в настоящую истерику. Петька вернулся в город, став таким же маленьким старичком, как раньше, и его однообразная, серая жизнь снова продолжилась.
2. Подумайте, что хотел сказать автор концовкой рассказа. Какие чувства и настроения вызвал у вас рассказ?
Рассказ оставляет тягостное впечатление. Автор так умело описывает жизнь маленького мальчика в городских стенах, ее однообразие: монотонность, что испытываешь самое горячее сочувствие к ребенку, который всего был лишен и ничего, кроме пошлости и безобразия, не видел. Дальше вместе с Петькой, открывающим для себя цвета, формы и краски окружающего мира, ощущаешь восхищение и восторг от красоты н величия природы, Но больше всего потрясает, конечно, протест мальчика, выразившийся в том как он плакал, узнав, что пора возвращаться, как он катался до земле, а его худая ручонка била по чему попало, как будто стараясь усилить без того испытываемую им боль. И как же возмущает равнодушие.барина и барыни, которым никогда не понять горя мальчугана. Конец рассказа тоже удручает. В жизни Петьки все возвращается на свои места, как будто ничего и не было. И самое печальное - в понимании того, что судьба Петьки не исключительна, что на такую жизнь обречены и он и Николка, и множество, других детей крестьян н бедноты. Наверное, своей концовкой автор хотел сказать, что так не должно быть, что это несправедливо и неправильно.
Большие поэтические, выразительные возможности.
Объяснение:
Деньги не нужны.