Эсхил называет своего героя «филантропом» — словом, которое сам изобрел и которое означает: тот, кто любит людей, ДРУГ людей. Однако его образ невероятно шире и многозначнее, чем в древнем мифе: он не только дал людям огонь, но и открыл для них все блага цивилизации. Автор устами титана рассказывает, как, выйдя из первобытного состояния, люди все более пробуждались к сознательной жизни и развивали свою культуру. Мы видим роль, которую играет в этом Прометей, сколько открытий приносит он человечеству. Перед нами словно проходит вся история человечества, история его интеллектуального и духовного роста, развития его материальной культуры. Герой научил людей ремеслам, счету, определению времен года; он вступился за них перед Зевсом, который хотел уничтожить человечество. Он также оказался искусным врачом и передал эти знания, научил людей изготавливать лекарства, растолковывать знамения, добывать золото, железо, медь и другие богатства, скрытые под землей.
Эсхил создал в своем произведении образ борца за правду и справедливость. Он противопоставил его всем другим персонажам. Так, Гефеста он превосходит силой духа, Океана — бескомпромиссностью, Гермеса — чувством собственного достоинства и независимостью. Любя человечество, Прометей непримирим к «тирании Зевса». Царь богов для него — воплощение жестокости и несправедливости. Таким образом, он выступает и как борец с тиранией, с абсолютной властью Отца на любое преступление.
Образ мужественного, бесстрашного, благородного и волевого титана и после Эсхила не раз воссоздавался в мировой культуре. Прометей стал героем бунтарского стихотворения Гете, проникнутых духом свободы поэм Байрона и Шиллера, музыкальных произведений Листа, Скрябина. Воспет он и многими русскими поэтами XIX—XX веков.
Поэт пытался передать нам атмосферу глубокой старины, когда произведения исполняли гусляры, поэтому он и назвал поэму песней из-за своего уважения к народному фольклору. Поэт словно переносится в использует старинную речь. Поэма написана так, как будто её исполняют гусляры.
Эта поэма вызывала у меня чувство, что зло так и осталось безнаказанным, хотя купец и убил обидчика своей жены, но вследствие того, что царь казнит Калашникова, это зло всё-таки торжествует, и купец мог только своей смертью сохранить доброе имя своей жены и честь своей семьи. У меня появилось чувство глубокого уважения к этому народному герою, поднявшемуся против несправедливости, ведь Кирибеевич поступил так с женой купца, нисколько не беспокоясь о случившемся и не боясь никакого наказания, что говорит о том, что опричники пользовались огромной поддержкой Ивана Грозного. Царь казнит Калашникова, хотя он убил опричника в честном бою, и нам горько от такой несправедливости, что жена его останется одна с детьми, будет вдовой.