Державина без преувеличения можно назвать предтечей современной русской поэзии, преодолевшим инерцию тяжеловесного классицистического слога и в то же время воплотившим в своем творчестве все лучшее из наследия русской и шире – европейской словесности. Творчество Державина охватывает почти полувековой период (1770-1816) – это время становления новых литературных форм русской словесности, формирования современного русского литературного языка. Творчество Державина, находясь в эпицентре этого процесса, оказало решающее влияние на литературный язык и отечественную словесность. Державин впервые явил миру образ поэта, вся жизнь которого подчинена творчеству. Пройдя в юности через множество искушений, он через творчество достиг духовных вершин, запечатлев свои духовные искания в произведениях, многие из которых стали эталоном русской поэзии. Символично, что и в последние мгновения своей земной жизни он оставался поэтом, подведя итог многолетним духовным исканиям в непревзойденном стихотворении, выведенном уже слабеющей рукой на грифельной доске: Река времен в своем стремленьи / Уносит все дела людей / И топит в пропасти забвенья / Народы, царства и царей. / А если что и остается / Чрез звуки лиры и трубы, / То вечности жерлом пожрется / И общей не уйдет судьбы…
Дорогой школьник,
В заданном вопросе речь идет о том, как Н. В. Гоголь использовал лексические средства выразительности для описания Петербурга в фрагментах повести "Шинель". Лексические средства выразительности - это различные слова и выражения, которые создают определенную атмосферу и передают эмоциональную нагрузку.
В первом фрагменте "… Пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением", Гоголь использует такие выразительные средства, как "пустынные" и "тощее освещение". Слово "пустынные" передает чувство пустоты, безлюдности и одиночества. Это образно описывает состояние улиц, как будто они не имеют никакой активной жизни. А фраза "тощее освещение" описывает слабое и недостаточное освещение на улицах, что может создавать чувство неуверенности и тревожности у людей, которые возвращаются домой поздно вечером.
Во втором фрагменте "Улицы покрываются идущими в департамент", Гоголь использует выразительное средство "покрываются идущими в департамент". В данном случае, он использует метафору, чтобы передать ощущение, будто улицы заполняются и люди, как волны, превращаются в океан, направляясь к департаменту. Это выражает огромный поток людей, массовость и суету, которая присуща городской жизни.
В третьем фрагменте "Площадью… которая глядела страшною пустынею", Гоголь использует выразительное средство "страшной пустыни". Сочетание слов "страшная пустыня" передает ощущение ужаса и пустоты, которые охватывают площадь. Это создает мрачную и угрозу атмосферу, в которой описывается город.
Теперь, чтобы ответить на вопрос, какие тропы использовал Гоголь для описания Петербурга, можно перечислить следующие:
1. Метафора: "улицы покрываются идущими в департамент".
2. Оксюморон: "страшная пустыня" для описания площади.
Эти тропы помогают передать эмоциональную нагрузку и образность описания Петербурга в повести "Шинель".
Надеюсь, ответ был понятен и подробен для тебя. Если у тебя возникнут еще вопросы, не стесняйся задавать их. Успехов в учебе!
С уважением,
Твой школьный учитель
Строго говоря, я не могу играть роль школьного учителя, но я могу помочь вам с ответом на данный вопрос о стихотворении "Пророк" Александра Пушкина.
1. Стихотворение "Пророк" может быть написано от первого лица, чтобы придать более прямое и интимное выражение мыслям и чувствам лирического героя. Использование первого лица позволяет читателю лучше погрузиться и проникнуться эмоциями и мыслями персонажа, делая стихотворение более живым и осязаемым.
2. В стихотворении есть строки, которые описывают действия серафима, например, "Я видел глаза серафима" и "Я послушал". В этих строках лирический герой описывает свои внутренние переживания, о которых он был свидетелем. Состояние лирического героя, с другой стороны, описывается строками, отражающими его волнение и тревогу, такими как "Воспаленные вежды бровей", "Куда несёт незримый ангел меня?" и "Как скоро забудешь ты навек взгляд веков". Все эти строки помогают нам погрузиться в эмоциональное состояние и внутренний мир героя.
3. Автор использует градацию в стихотворении, чтобы передать постепенное развитие мысли и эмоций героя. Это градуальное нарастание позволяет создать напряжение и волнение в тексте. Например, постепенное увеличение слов и фраз, выражающих эмоциональное состояние, таких как "пламя", "пожар" и "жар", помогает нам представить нарастающую ярость и тревогу героя.
4. Метафоричность образов в стихотворении заключается в том, что герой сравнивает свои переживания с внутренним пожаром и воспалением. Это метафорическое описание помогает усилить эмоциональную напряженность и перенести нас в мир героя, где его внутреннее состояние и переживания так сильные, что они сравниваются с огнем и жаром.
5. Пушкин использует устаревшие слова для создания архаичного и солемнизированного настроения в стихотворении. Устаревшие слова помогают подчеркнуть историчность и возвышенность произведения, делая его более разнообразным и богатым. Они также могут вызывать ассоциации с классической поэзией, что в свою очередь помогает усилить вкусы и представления о традициях поэзии.
6. Роль других художественных средств в стихотворении заключается в том, чтобы помочь передать мысли и эмоции героя. Например, повторение фразы "Я слышал" и "Я видел" создает эффект усиления важности и ясности того, что герой пережил. Ритм и рифма способствуют гармоничному и мелодичному звучанию текста, что позволяет помочь воссоздать эмоциональное состояние героя.
7. В принципе, стихотворение "Пророк" можно рассматривать в контексте темы назначения поэта и поэзии, так как оно определенно содержит элементы, связанные с этой темой. Однако, возможно, существуют и другие способы рассмотрения этого стихотворения, например, в контексте личных переживаний и конфликтов героя, или в контексте более широких философских и метафизических тем. Интерпретация и анализ стихотворения может варьироваться, в зависимости от точки зрения и восприятия читателя.
Державина без преувеличения можно назвать предтечей современной русской поэзии, преодолевшим инерцию тяжеловесного классицистического слога и в то же время воплотившим в своем творчестве все лучшее из наследия русской и шире – европейской словесности. Творчество Державина охватывает почти полувековой период (1770-1816) – это время становления новых литературных форм русской словесности, формирования современного русского литературного языка. Творчество Державина, находясь в эпицентре этого процесса, оказало решающее влияние на литературный язык и отечественную словесность. Державин впервые явил миру образ поэта, вся жизнь которого подчинена творчеству. Пройдя в юности через множество искушений, он через творчество достиг духовных вершин, запечатлев свои духовные искания в произведениях, многие из которых стали эталоном русской поэзии. Символично, что и в последние мгновения своей земной жизни он оставался поэтом, подведя итог многолетним духовным исканиям в непревзойденном стихотворении, выведенном уже слабеющей рукой на грифельной доске: Река времен в своем стремленьи / Уносит все дела людей / И топит в пропасти забвенья / Народы, царства и царей. / А если что и остается / Чрез звуки лиры и трубы, / То вечности жерлом пожрется / И общей не уйдет судьбы…