Эпитафия — произведение, созданное в форме надгробной надписи, которая выражает скорбные чувства об умершем человеке, краткую характеристику его достоинств. Однако эпитафия еще в эпоху своего зарождения в Древней Греции была близка к эпиграмме. По существу, перед нами автоэпиграмма добродушного, юмористического свойства.
Стихотворение написано в 1815 году, в лицейский период. В нем выражены скорее не грустные, а шутливые, эпикурейские (по имени философа Эпикура, провозглашавшего наслаждения высшей жизненной ценностью) настроения (с любовью, леностью провел веселый век), с долей критического отношения к себе. Немного грусти, конечно, есть от осознания скоротечности жизни. И она заложена в самом названии стихотворения.
А во лбу звезда горит. (красавица красы невиданной) Там русский дух - там русью пахнет. (запах родины) И я там был - мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало. (не всяк пир пирут за мир) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (языком болтать не мешки ворочать) Мал да удал - далеко ускакал, траву перемял и вдаль убежал. Реки молочные, берега кисельные. В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка. Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные. Из милости копытом траву-мураву досягает. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Мертвой водой окропить - плоть и мясо срастаются, живой водой окропить - мертвый оживает. На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел-горюч камень алатырь. На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай на ешь. На поле-поляне, на высоком кургане. Не белы снега в чистом поле забелелись.. . Не за былью и сказка гоняется. По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре. Под светлым месяцем, под-белыми облаками, под частыми звездами . Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком. Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Сивка-бурка, вещий каурка. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается. Промеж глаз калена стрела укладывается. Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет. Жил-был царь овес, он все сказки унес.
1. 1837 год. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года. 2. Традиционной темой М.Ю.Лермонтова является обращение к историческим событиям. М.Ю.Лермонтов написал Бородино в честь 25-летия победы русского народа в войне с французами. Оно представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа. Сам же сюжет стихотворения- это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом молодого поколения.
"Скажика дядя ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?"
Подробное описание Бородинского сражения и солдат которые воевали ТОГДА представлено так:
"Да, были люди в наше время, Не то что нынешнее племя, Богатыри- не вы! Плохая им досталась доля Не многие вернулись с поля. Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!"
3. Ну про идею и пафос я рассказала выше! А вывод М.Ю.Лермонтов делает не очень то веселым. Он не скрывает ничего! И все страшные сцены поля боя он описывает в подробностях. Также описывает их победу и РАДОСТЬ солдат. Этому эпизоду боя и Радости отведены не мало строчек в стихотворении Бородино! " Вам не видать таких сражений!... Носились знамена как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел" "Изведал враг в тот день не мало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля треслась как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой..." "Вот смерклось. Были все готовы На утро бой бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны- И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать." 4. Могу сказать только одно-ЭТО ЖЕ ВОЙНА! Они переживают не меньше обычных людей в то время. Но когда все закончилось видно, что настроение не поднялось. Ведь как в строчке сказано: "Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать" Война это всегда огромное напряжение, волнение и страх.
Эпитафия — произведение, созданное в форме надгробной надписи, которая выражает скорбные чувства об умершем человеке, краткую характеристику его достоинств. Однако эпитафия еще в эпоху своего зарождения в Древней Греции была близка к эпиграмме. По существу, перед нами автоэпиграмма добродушного, юмористического свойства.
Стихотворение написано в 1815 году, в лицейский период. В нем выражены скорее не грустные, а шутливые, эпикурейские (по имени философа Эпикура, провозглашавшего наслаждения высшей жизненной ценностью) настроения (с любовью, леностью провел веселый век), с долей критического отношения к себе. Немного грусти, конечно, есть от осознания скоротечности жизни. И она заложена в самом названии стихотворения.